НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ
УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XI
слева направо: М.В. Коснырева, И.И. Авксентьевский, А.Ю. Рахманин, В.А. Баранов |
XXIV века платонизма: традиции и новации в истории древнейшей европейской философской школы 22-23 июня 2003 года Очередная конференция «Универсум Платоновской мысли» представляет собой не только попытку рассмотрения платонического наследия с новой точки зрения, но и ответ на определенный вызов начала третьего тысячелетия. Время, в которое мы живем, автоматически задает настроение подведения итогов, ретроспективного анализа и вопросов о перспективе.
| слева направо: проф. Е.А. Торчинов, К.В. Мануйлов, проф. Р.В. Светлов |
Платонизм всегда выступал и выступает не только как сугубо философское или философско-религиозное течение, но является одним из важнейших общекультурных (этических, эстетических и т.д.) стереотипов, в известном смысле даже «маркеров», за которыми каждая из эпох подразумевала собственное содержание. Обращение именно к истории платонизма в настоящий момент вызвано не только стремлением заново переосмыслить первые, определяющие шаги европейской метафизики, но и присмотреться к тем его моментам, которые оказались в силу определенных исторических причин и установок современного сознания оставлены, так сказать, «за бортом».
| |
Важнейшим такого рода моментом, на наш взгляд, является этический характер философии, понимание последней как образа жизни/мысли.
Что касается западной академической философии, то за 2 600 лет своего существования она, начавшись как определенный образ жизни, постепенно превратилась в весьма специализированную сферу профессиональной деятельности со своим терминологическим аппаратом, проблемным полем, формой социальных коммуникаций и собственными социальными институтами. При этом все перечисленное пребывает в отчужденном состоянии от субъекта, занятого философией: его функция как философа является прежде всего социальной функцией.
|
аспаирант кафедры Этики и эстетики философского факультета СПбГУ Матиас Беккер читает доклад "Платоновский универсум в нравственной оценке Вл. Соловьева" |
Рефлексия осуществляемая современной этикой к ее собственным основаниям, рефлексия, показывающая проблематичность последних, на наш взгляд, указывает на ту же метаморфозу. В наше время нравственность мыслится из категории социального; между тем в «начале» этики как философской дисциплины само социальное мыслилось «из нрава». В пользу этого утверждения свидетельствует широко известная воспитательная тенденция античной мысли. Аргументом является и отсутствие в античном сознание — по крайней мере до времен эллинизма — развитых космополитических представлений. Последние указывают на возникновение концепции абстрактного субъекта этики: человека как сверх-этического существа.
| |
Таким образом философский интерес формировал и особые черты нрава. Впрочем, для античного философа это отношение не следует описывать как причинно-следственное. Трудно сказать, что выступает здесь первым — нрав или философский интерес. Тексты Платона и его последователей как ничто другое способны продемонстрировать вопрос о возникновении философского интереса, а также этическое измерение философии.
Когда мы читаем у Диогена Лаэртского, что Сократ был первым, кого назвали этиком, то следует иметь в виду, что в данном определении подразумевается не какая-то антропологизация философствования, а обращение к нраву и традициям как к горизонту определения человека. Именно в рамках данного горизонта формировалась метафизическая традиция мысли, а потому платоновское понимание философии как нрава (образа жизни) является не только проявлением тяготения к историко-философской спецификации, но и существенным аспектом рассмотрения предпосылок метафизики как таковой.
| доктор философии, выпускник Центрально-Европейского университета (Будабешт) выступает с докладом "Неоплатоническое учение о тонком теле и его параллели в богословии поздней античности" |
Еще одной причиной интереса к данной теме может быть современная этно-культурная ситуация, которая характеризуется противостоянием и, одновременно, взаимодействием двух тенденций: универсализации, когда этническое становится подчиненным моментом неких над-этнических социально-культурных архетипов; и традиционализма, стремящегося удержать этнический этос, не растворить его в космополитических установках. И здесь платонический дискурс выступает предпосылкой целого ряда социальных и этнологических концепций.
Таким образом тема настоящей конференции подразумевает междисциплинарный синтез, поскольку заявленный круг вопросов касается не только антиковедения или истории философии, но также социальных наук, этики и этнологии. Здесь заложен «мостик» и к современной «собственно философской» проблематике. В ситуации размывания архетипа философии как таковой (не только классической, но и постклассической: мы видим, что форму «академической» последняя приобретает с неменьшей легкостью, чем первая), возникает проблема оснований как таковых. Обращаясь к античной философии мы можем видеть, как функционирует мысль в ситуации принципиальной «безосновности» — по той хотя бы причине, что рефлексия на основание еще не утвердилась как некий элемент дискурса.
|
Организаторы и участники конференции |
Естественно в рамках данной конференции будет рассматриваться история платонизма в максимально широком ракурсе: как с точки зрения ее структурных составляющих, так и с точки зрения истории. Однако главной задачей является обсуждение возможных новых подходов к изучению исторического наследия, которые могли бы иметь плодотворные результаты не только с точки зрения чисто исторического интереса.
| |
Заделом для реализации данного проекта является имеющийся у инициативной группы опыт проведения подобных конференций. Данная конференция станет уже девятой, проводимой в рамках проекта "Универсум Платоновской мысли". В ее организации и проведении участвуют Санкт-Петербургское Платоновское общество, входящее в Международное Платоновское общество на правах коллективного члена; Совет Молодых Ученых СПбГУ, философский факультет СПбГУ. Эта программа также пользуется поддержкой администрации данного университета. В конференции планируют принять участие специалисты самого различного профиля: историки философии, этики, филологи, историки, психологи.
| доклад профессора университета "Virginia Tech" (США) Марка Гиффорда "Wiser than the Laws: Plato`s Argument for Innate Moral Knowledge" (переводчик Мария Коснырева) |
ХХ столетие стало эпохой, когда стремление бросить вызов всевозможным традициям в сфере философии само стало традицией. Несмотря на то, что во многих случаях подобный вызов остался всего лишь не подкрепленной ничем претензией, мы можем констатировать, что философия — особенно во второй половине столетия — стремительно меняет характер своего дискурса. Это касается как стиля мышления, так и сферы приложения ее результатов.
|
доклад П.В.Бортника, магистранта факультета философии человека РГПУ им. А.И.Герцена "Платон о едином в диалоге «Парменид»" |
В связи с этим многократно подвергались переосмыслению и многие историко-философские реалии. Задачей конференции является как раз попытка оценить новации, привнесенные прошедшим столетием в историю идей. Эта оценка имеет два аспекта. Во-первых, необходимо уяснить, насколько переоценивалось наследие Платона, насколько же — тот образ платонизма, который господствует в европейской мысли со времен Фомы Аквинского. Во-вторых — определить, выступают ли современные формы философствования чем-то действительно абсолютно новым, или же можно обнаружить их предпосылки в том проблемном поле, которое было сформировано платоно-аристотелевской традицией, и которое во многом определяло развитие западноевропейской интеллектуальной культуры на протяжении тысячелетий.
|
Участники 10-й историко-философской конференции «Универсум Платоновской мысли: платонизм и европейская культура на рубеже тысячелетий» 22-23 июня 2002 г. Слева направо за столом: доцент кафедры истории философии СПбГУА.Н.Толстенко, аспирант кафедры истории философии СПбГУ В.В.Мурский, гл. специалист УНИ СПбГУ, отв. секретарь Платоновского философского общества А.В.Цыб, председатель Платоновского философского общества проф. Р.В.Светлов, ст. преподаватель кафедры истории философии СПбГУ Т.В.Антонов, аспирантка кафедры истории философии СПбГУ М.В.Коснырева, директор Центра глобальных исследований Шеминад-университета Л.Касл (Гонолулу), во втором ряду – докторант кафедры истории философии СПбГУ И.И.Авксентьевский, преподаватель СПб гимназии «Петершуле» Р.Н.Демин, доцент Балтийского технического университета Ю.Ю.Печурчик, научный сотрудник Института Европы РАН С.В.Рябов (Москва), аспирант Центрально-Европейского университета В.А.Баранов (Будапешт), доцент кафедры этики и эстетики СПбГУ М.П.Косых, ст. преп. СПб Академии гуманитарного образования А.А.Семенов, проректор по научной работе Академии госслужбы Республики Коми И.А.Гончаров (Сыктывкар), ведущий научный сотрудник Института философии РАН А.Н.Павленко (Москва), аспирант кафедры онтологии и теории познания СПбГУ А.Б.Паткуль, студенты Русского христианского гуманитарного института А.Ю.Рахманин и Е.С.Титаренко.
|
На конференции обсуждались следующие проблемы:
- Современные тенденции в философском антиковедении.
- "Платон" — как знак, как миф и как концепт.
- Платонизм и современная философия — о возможности со- или противопоставления.
- Различия в культурных традициях и образах мира западноевропейской и российской цивилизации на примере восприятия платонизма как целостного философского и культурного явления, базисного для европейской культуры в целом.
- Особенности историографии платонизма в западной и российской науке.
- Комплексный образ платонизма в культуре Западной Европы и России. - Определение новых сфер интердисциплинарных исследований: на стыке истории философии, истории идей, культурологии, истории литературы, историографии.
- Идеи к новой методологии междисциплинарных исследований, базирующейся на плюралистической модели: взаимодополнения различных информационных полей и операционных баз.
- Историография платоноведения в западноверопейской и российской науке XIX-XX столетий, особенности набора персоналий и текстов, которые исследовались; место платоноведения в общем массиве историко-философских и историко-культурных текстов.
- Место, которое занимали рецепции античного платонизма в культуре Западной Европы и России. Это большая и комплексная проблема, которая предполагает историко-философский анализ основных представителей философской мысли России и Западной Европы, причем не только их собственные оценки платонизма, но и внутренние реминисценции.
- Роль платонизма в истории европейской и российской литературы XIX-XX столетий.
- Степень влияния платонизма на формирование политических доктрин Западной Европы и России XIX-XX столетий.
- Специфика традиций в восприятии платонизма - через западное и византийское средневековье соответственно.
- Формы и степени влияния западноевропейской науки и культуры на российское платоноведение и восприятие платонизма в XIX-XX столетиях.
|
|
|