Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXI.

Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций


Оглавление

Знал ли Платон о «золотой пропорции»?

Быстров М. В., к. ф.-м. н., доцент, СПбГУ

Такой вопрос несколько лет назад ставился рядом исследователей в Интернете (Академия тринитаризма, В. С. Белянин, П. Я. Сергиенко, А. П. Стахов). И он отнюдь не звучал риторически – наподобие того, владел ли Платон таблицей умножения… Ведь едва ли мог основатель идеализма пройти мимо идеи, запечатлённой повсеместно и на всех уровнях мироздания… Правда, тогда это ещё не было трюизмом как сегодня…

На самом деле все сомнения развеял ещё А. Ф. Лосев в своей вводной статье к «Тимею», когда, обсуждая «материальные элементы» космоса, он утверждает, что им не только «присущи пропорциональные структуры» (32b-c), но и, в частности, закон золотого сечения (Платон. Соч.т.3, часть1.М. 1971. стр.658).

Впрочем, из текста диалога действительно трудно догадаться, что речь идёт об известном инварианте гармонии. Скорее это осознаётся «задним числом»…

Отмечая, что Бог сотворил «тело Вселенной из огня и земли», Платон пишет: «Однако два члена сами по себе не могут быть хорошо сопряжены без третьего, ибо необходимо, чтобы между одним и другим родилась некая объединяющая их связь. Прекраснейшая же из связей такая, которая в наибольшей степени единит себя и связуемое, и задачу эту наилучшим образом выполняет пропорция…» (31с-32b).

А далее идут уточнения, напускающие много тумана и оставляющие читателя в некоторой растерянности. Напрашивалось, казалось бы, более компактное и ясное изложение с помощью математических средств…

Кстати, А.Лосев характеризует «основную методологию» Платона в этом одном из последних его трактатов (ок. 360 г. до н. э.) как «символически-мифологическую эстетику, построенную на диалектике». А то, что Платон не воспользовался «алгебраическими значками» и чертежами, объясняется, видимо, нежеланием нарушать принятый словесный стиль, а также тем, что геометрическое описание «золотой пропорции» было дано позже – во второй и шестой книгах «Начал» Евклида, не скрывавшего своих симпатий к Платону.

Большинству известна общепринятая запись  (*), за чьей простотой, доступной и школьнику, скрывается глубокий смысл. Разумеется, х равно 0,618… – «сакралььному и, что важно, иррациональному числу. Уникальная пропорция поистине «единит себя и связуемое» – каковым оказываются целое (1) и его меньшая часть (1-х), а связкой – большая (х). Между тремя компонентами образуется предельно экономичное и логически замкнутое (на себя) соотношение, выступающее… идеей целостной организации.

Существенно, что будучи непрерывной арифметической пропорцией по определению, она без труда разворачивается до бесконечности в обе стороны и охватывает тем самым все масштабы мироздания, эксплицируя сквозную целостность…

Можно без преувеличения сказать, что сам Платон в конце жизни послужил проводником центральной идеи своего математического универсума…

Его взор всегда был устремлён в горний мир – к царству вечных и неизменных идей; и только математика приковывала его внимание, поскольку виделась единственным путём к вечному бытию. Платон полагал, что природные элементы можно познать ровно настолько, сколько в них математики…

В этом русле мыслил отчасти наш выдающийся философ А.Г.Черняков (1955-2010), отталкиваясь во многом от взглядов А.Бадью, полагавшего, что лишь математика способна структурно задать онтологию. Тезис о тождестве обеих пересекался с идеями Э.Гуссерля касательно формальной логики; не исключалась, отметим, и теологическая подоплёка…

Важно, что арифметика выступала у Платона – как и у Аристотеля – в роли первичной и более простой, а тем самым и более достоверной наукой, чем геометрия. Числа и числовые отношения геометрически предстают в виде пространственных образов и фигур.

Блестящим подтверждением тому служит описание членами развёрнутой пропорции (*) легендарной логарифмической спирали (Дюрера). Так арифметика органически сливается с геометрией, причём именно – ключевой момент! – в трансцендентной области…

А это сразу вызывает в памяти навязчивые вихревые образы первоначала, мелькавшие у Анаксагора, Эмпедокла, Левкиппа-Демокрита и Декарта, не говоря уже о современных торсионных полях… Как же далеко заходит экстраполяция прозорливой мысли Платона!

С неожиданной стороны открываются и ассоциации Платона с правильными многогранниками, четыре из которых ему «подарил» Теэтет. Икосаэдр соотносился с водой, а дуальный ему додекаэдр – со всей Вселенной или эфиром – «пятым элементом» – «квинтэссенцией». Замечательно. что оба геометрических тела имеют строго одинаковую симметрию, но не только…

Дело окончательно проясняет стереохимия и… Библия. Треугольные грани икосаэдра напршивается соотнести с другим правильным телом – тетраэдром, который описывает молекулу воды, подчиняющуюся геометрии «золотого сечения»! А последним буквально «нашпигован» додекаэдр – что подвигает уже перейти от платоновской метафоры с телами к онтологии и… «золотой метафизике» Духа.

Таковая и разработана нами во многих предыдущих работах. Словом, произошло почти тривиальное – видимая глобальная организация опознана в невидимом Духе. Теперь прозрачным становится и смысл второй библейской фразы: «… и Дух Божий носился над водою». Не иначе как торжествуе изоморфизм обеих данностей…

…Блаженный Августин справедливо считал, что философия Платона наиболее близка христианской – в чём ещё раз мы и убедились

«Тимей» построен как повествование о том, почему, как и с помощью каких средств демиург создал видимый и осяззаемый нами мир. Сейчас, однако, становится понятным и «творение из ничего»… Более того, без труда на «духовные рельсы» ставится и физика…

Учение Платона о приоритете мира идей над чувственным миром как раз и служит логикой утверждения, что космос некогда возник; ибо, будучи переведена в форму представления, мысль о первичности идеального мира должна с необходимостью обернуться повествованием о рождении чувственного мира из идеального: ведь мир представления обязательно превращает первичность логическую в предшествование во времени (П. П. Гайденко).

Мажорным аккордом к сказанному и стало появление новой метафизики, послужившей основанием целостного мировоззрения, гармонично соединяющего в себе науку и религию.


 



© Платоновское общество, 2013 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ