|
Степанова А. С., д. филос. н.,
проф. РГПУ им. А. И. Герцена
Г. Гадамер актуализировал центральную проблему
герменевтики: как понимать традицию? Как исторически «другое» или как современное?
В рамках такой постановки вопроса необходимо исследовать мысль Платона,
диалектика которого не только выражалась через проблему письменности, согласно
замечанию самого Гадамера, но и имела герменевтический характер [Г.
Гадамер. Истина и метод. С. 610]. Анализ текстов Платона выявляет еще одну
общую проблему – истины «расшифрованных толкований», являющей собою лишь
то «реальное соглашение», которым текст, подлежащий интерпретации, нас связывает.
Осложняет задачу интерпретации и сознательная (или невольная) маскировка
текстов. Данный ряд проблем проанализировал Т. Слезак [Слезак Т. А. Читая
Платона. СПб.: СПбГУ, 2009].
Для Платона должна была обнажиться вся острота вопроса
о познании, ограниченном пределами предания, что влекло за собой осознание
того исторического разрыва, который всегда существует между текстом и интерпретатором.
Само знание не только диалектично, что понимал Платон, но оно еще и герменевтично.
С таким, историческим, взглядом на проблему знания, связанным с парадигмой
понимания, должен быть соотнесен концепт «помощи» (собственному и чужому
логосу) в диалогах Платона [Ср.: Слезак Т. А. Читая Платона. СПб.: СПбГУ,
2009. С. 142-143]. Рефлексия закономерным образом выводит за пределы предания,
но возникает дилемма, связанная с парадигмой укорененности мысли в пространстве
предания, которую, кажется, пытался осмыслить и разрешить Платон. Кроме
того, для Платона важен был вопрос о полноте знания, в связи с чем
он и упоминает о «преждевременности» сообщений о некоторых предметах
и их содержании.
|
|