|
Хрущева П. В., ст. преп. Уральского государственного
лесотехнического университета (Екатеринбург)
Как известно, преподавание философии в техническом
ВУЗе имеет определенную специфику. Если для студента-гуманитария не возникает
вопрос «зачем мне знать Платона?», ибо само это знание самоценно, то
студент-технарь желает что-то знать в том случае, если это знание
применимо либо в профессиональной деятельности, либо в личной сфере
жизни.
Наиболее актуальны для студента, конечно,
основные экзистенциалы человеческого бытия (в данном случае – любовь и смерть),
а также этические вопросы. С учетом этой специфики подбираются тексты
для вдумчивого прочтения и обсуждения.
Жесткие временные рамки курса не позволяют
рассмотреть все аспекты учения Платона, приходится знакомить студентов лишь с некоторыми
из них, причем каждый преподаватель по-своему решает, каким из них уделить
особое внимание, какие оставить за рамками. Частично они даются в лекционном
материале, частично разбираются на семинарских занятиях после домашнего
освоения текстов. На Лесохозяйственном факультете УГЛТУ студентам рекомендуется
для прочтения речь Сократа из диалога «Федр», в сокращении диалоги «Пир»,
«Апология Сократа», «Критон», «Федон».
Обсуждаются поднимаемые в этих диалогах
вопросы: природа любви, ступени и пути восхождения к Прекрасному
(Абсолюту), роль любви в «возвращении домой», природа физической смерти,
отношение к самоубийству, личность Сократа (его отношение к людям,
выносливость, бесстрашие перед лицом смерти, ценности), природа души и ее
истинный дом, доказательства бессмертия души, природа неистовства, вдохновения,
технический прогресс, миссия человека. Этические проблемы: нужно ли принимать
во внимание смерть (прагматичность или безусловность императивов), ценим ли
жизнь саму по себе или жизнь достойную, допустимы ли зло и несправедливость
в ответ на зло и несправедливость. Затрагивается и гносеология
Платона: знание как припоминание эйдосов.
Нам кажется целесообразным делать акцент на
онтологической, антропологической и этической проблематике, при этом
эпистемологический и социально-философский аспекты отходят на второй план.
Однако некоторые преподаватели предпочитают рассматривать более пристально
социально-философский аспект и обсуждать на основе «Государства» сущность и структуру
власти, положение определенных страт общества, их взаимодействие для блага
государства, институт воспитания и положение женщин, а также значение
искусства в жизни идеального государства.
Задача, которая стоит перед преподавателем
технического ВУЗа, стремящимся представить студентам творчество Платона,
комплексная. В ней можно выделить следующие аспекты:
– историко-философский: дать
представление об основополагающих идеях, о роли Платона в построении
фундамента философского знания, о стиле произведений Платона, о личности
Сократа как учителя и главного персонажа диалогических произведений
Платона;
– мировоззренческий: вдумчивый разбор
идей Платона об уровнях реальности, как нельзя более способствует формированию
системы взглядов молодого поколения на мир и своё положение в нем;
– этический: образ Сократа
представляет собой благодатный материал для обсуждения вопросов нравственности,
морали, основанных не на мистических откровениях, а на рациональном
рассмотрении основных этических понятий;
– аксиологический: нередко после
прочтения и обсуждения диалогов, связанных опять же с личностью
Сократа, у молодых людей происходит некоторая корректировка системы ценностей.
Попутно решаются задачи совершенствования
познавательного аппарата человека и общедидактические задачи: развитие
метафорического и абстрактного мышления, развитие умения извлекать из
текста смыслы (которого не дает современная школа, где образовательный процесс
ориентирован на ЕГЭ), различать его многослойность, развитие способности
преодоления клипового мышления. В требованиях государственного стандарта
(т.н. компетенциях) зафиксировано, что студенты должны овладевать не столько
знаниями, сколько навыками: концепции и термины должны быть введены в речевой
оборот, студент ими должен оперировать.
Хотя непосредственно на изучение философии
Платона единым блоком времени отводится мало, его идеи фигурируют не только в историко-философском
разделе курса, но также в онтологии, гносеологии, социальной философии и др.
Специфика работы с текстовым материалом,
когда мы имеем дело с будущими специалистами негуманитарного профиля,
состоит в постоянном соотнесении утверждений или поступков главного героя с жизненной
практикой студента. Беседа на семинаре выстраивается таким образом, что студент
сопоставляет, к примеру, императивы, лежащие в основе поведения
Сократа, с собственными императивами, его ценности с собственными
ценностями. В итоге же подобное «духовное упражнение» может привести к инверсии:
в конкретных ситуациях собственный образ действий и мотивы
соотносятся с образом действий Сократа и принципами, из которых
данный образ действий проистекал.
В процессе изучения текстов Платона
философия предстает перед студентами не только и не столько как,
рассуждение, сколько как искусство жизни, и, у них рождается понимание
того факта, что занятие философией имеет огромное значение,
ибо именно философский акт, пользуясь словами П. Адо, может привести нас к самосознанию, адекватному видению мира,
внутреннему покою и свободе, т.е. от неподлинного бытия к подлинному,
как привел он главного героя платоновских диалогов.
Опросы студентов старших курсов показывают, что
идеи Платона и, в особенности, образ Сократа принадлежат к темам,
наиболее запоминающимся, и оказывают влияние на мироощущение и миропонимание
молодых людей.
|
|