Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXI.

Корпус текстов Платона в истории его интерпретаций


Оглавление

«Тимей» математическим моделированием

Клюйков С.Ф., Приазовский государственный технический университет; Клюйков Р.С., м/к «Азовсталь», Мариуполь, Украина

Известны трудности перевода терминов диалога «Тимей». Отсутствие системности в переводах до сих пор объясняют «незавершённостью» изложения Платона: «валят с больных голов на здоровую». Предложены математически согласованные термины, однозначно представляющие многообразие определений, сознательно введённых Платоном для сокрытия подробностей изложения. Термины в форме (_?) дешифруют текст Платона.

Идеальные инструменты Познания. Вначале диалога (27с) устанавливаются принципы Познания, а не «основные понятия античной астрономии» [1]. Платон чётко «разграничивает две вещи»: (идеал?) – «вечное, не имеющее возникновения бытие; (идея?) – «вечно возникающее, но никогда не сущее».

Для «возникновения вещей» Платон вводит Идеальную математику (Ид. ма-ка?) – «причину возникновения». И уточняет «возникновение», последовательность разумной деятельности во время творчества, методику идеального математического моделирования (29b): «наилучшая из причин (Ид.ма-ка?) – демиург любой вещи взирает на неизменно сущее (идеал?) и берёт его в качестве первообраза при создании идеи (идея?)».

Так Платон ввёл нас в сложный идеальный мир.

«Тело» Вселенной. Вооружившись идеальными инструментами и методикой Познания, Платон ищет «первообраз Вселенной» (31а), опять же, – в идеальном мире. Строит его согласно учениям натурфилософов – из четырёх идеальных стихий «огня, земли, воды и воздуха». Но стихии «сопряжены» Платоном между собой «прекраснейшей из связей – пропорцией» и «возможно более точными соотношениями» – полноценным математическим моделированием. При этом каждая из стихий вошла в «первообраз тела» космоса вечной и неизменной.

«Душа» Вселенной. (35аb): «Из той сущности, которая неделима и вечно тождественна (идеал?), и той, которая претерпевает разделение в телах (идея?), он создал путём смешения третий, средний вид сущности (Истина?), причастный природе тождественного (РАЗУМ?) и природе иного (НЕБЫТИЕ?)… Затем, взяв эти три [начала], он слил их все в единую идею (Ид.ма-ка?)… он это целое (Ид.ма-ка?) в свою очередь разделил на нужное число частей (ступени?), каждая из которых являла собою смесь тождественного (идеал?), иного (идея?) и сущности (Истина?)». Получившееся «целое» (Ид.ма-ка?) Бог (36bc) «рассёк по длине на две части… принудил их единообразно и в одном и том же месте двигаться по кругу… Внешнее вращение он нарёк природой тождественного (РАЗУМ?), а внутреннее – природой иного (НЕБЫТИЕ?)». Платон называет созданное Богом – «душой» (рис. 1).

Рис. 1. «Душа» – «вертикальная» иерархия идей с «горизонтальной» иерархией ступеней прямых и обратных идеальных чисел от 1 до НЕБЫТИЯ и РАЗУМА.

 

Лосев [1] видит в этом месте «ум (29с–47е)», а далее – «материю (47е–69с) и соединение того и другого в одно целое (69с–92b)», где все идеи каждой вещи «объединяются в одно целое, трактуются как общая идеальная действительность и объявляются порождающими моделями для всего вещественного мира. Это и есть то, что обычно называется платонизмом… Вот тут-то философ и подошел к той необходимости, которая во всём противоположна рациональному уму, иначе говоря, которая есть нечто иррациональное, что позднейшие последователи Платона назвали материей».

Назвав созданную Платоном «душу» «умом-материей», Лосев сотворил «проблему» [1]: «Проблема ума в "Тимее" удивляет своей неустойчивостью и даже противоречиями». Свалив без разбора все неясные термины в одну кучу, стоит ли «удивляться её неустойчивости и противоречиям»? И для полной «неясности» Лосев добавляет из конца VI книги "Государства" к рассмотренным «терминам» ещё четыре [1]: «"беспредпосылочное начало", который недаром расшифровывается им [Платоном] либо как благо (термин чисто понятийный), либо как единое (математический термин). Тут наравне с указанными терминами также и внеличный термин причина (22е, 28а, 29е, 38d, 44с, 45b, 46de, 47bc, 51c, 64a, 68e, 76d, 87с)». Эти примеры хорошо иллюстрируют создание и неспособность к разрешению «терминных проблем» при чтении Платона другими исследователями.

Идеальное математическое моделирование. Мы видим в категории «души» созданный Платоном «первообраз» того, что сегодня называют «математическим моделированием» – некую гигантскую Математическую Модель (Мат.Модель?) Вселенной, образец будущего копирования, дублирования и воспроизведения «непреходящей и разумной жизни на все времена» при создании Человечеством бесчисленных реальных математических моделей (мат.модель?) произвольных вещей и явлений мира. Свидетельство тому – восторженный панегирик математическому моделированию (36е-37с).

Реальное математическое моделирование. Платон переходит (48а) от идеального к реальному «рождению Вселенной с «привнесением беспорядочной причины (НЕБЫТИЕ?)». Платон снова возвращается к основополагающим началам и добавляет к прежним двум ((идеал?) и (идея?)) третий идеальный вид, «который тёмен и труден для понимания».

«Третий вид» (мат.модель?) подаётся как малая копия вселенской «души», малая копия идеальной Математической Модели, идеального математического моделирования. В обеих моделях одинаково бурлят те же четыре космические стихии, но из-за «привнесения беспорядочной причины (НЕБЫТИЕ?)» в «третьем виде» стихии уже не «вечны и неизменны», а постоянно «рождаются, переходя по кругу одно в другое» (49с).

Так красочно описывает Платон изменчивые особенности («единство и борьба противоположностей», «переход количества в качество», «отрицание отрицания» и др.) «математической модели».

Сравните с называнием этого объекта идеального мира Платона – «материей», «материальной вещью со всеми её обыкновенными чувственными качествами», «очень тонким диалектическим понятием материи» [1]. Ещё хуже, разве что, «перевод» «пространством» с почти эйнштейновскими параметрами пространство-временного континуума.

Платон окончательно устанавливает идеально-математические термины (52а-с),(53b), выстраивает (53с-92с) четыре стихии (основу математического моделирования) и вещи из них – «треугольниками», не настаивая на окончательности предложенного геометрического выбора (54аb). Мы же «выбираем» для создания стихий «прекраснейшие» математические «образы и числа», простейшие операции математики и «называем»: «огонь» – сложением; «землю» – умножением; «воду» – сочетанием; «воздух» – возведением идеальных чисел. Вот почему выбранные нами операции настойчиво, с завидной периодичностью, «по-четыре» повторяются в знаменитом древнегреческом «математическом плане» Устройства и Познания мира [3].

Действительно, можно выстроить математическую модель любой вещи или явления любыми наборами операций сложения, умножения, сочетания и возведения различных идеальных чисел – воссоздать всем «многообразием» достижений математики и программирования. Всё это «творчество», весь механизм математического моделирования, ясно представляя, изложил Платон в диалоге.

Выводы. Представление терминов диалога «Тимей» однозначными математически точными категориями впервые обнаруживает тщательно закодированное математическое моделирование, его принципы и методику применения. Введение математических терминов не только устраняет искусственные «неясности», но и привносит гармонию в переводы платонизма, представляет платонизм целостной, удивительно согласованной системой взглядов – Теорией Познания Платона. Эзотерическое Посвящённых открыто всем.

Список использованных источников

1. Платон. Тимей.- Собрание сочинений в 4 т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994.— 654.

2. Клюйков Р.С., Клюйков С.Ф. Идеальная математика Платона // Философия, культура, образование в XXI веке: Сборник Всероссийской научной конференции. – Казань: ТГГПУ, 2011. – С.69‑70.

3. Клюйков Р.С., Клюйков С.Ф. Давньогрецький план моделювання світу. // XV Всеукраїнська (Х Міжнародна) студентська наукова конференція з прикладної математики та інформатики СНКПМІ. – Львів: ЛНУ ім. І. Франка, 2012. – С.141-142.

 



© Платоновское общество, 2013 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ