Клюйков С.Ф., Приазовский
государственный технический университет; Клюйков Р.С.,
м/к «Азовсталь», Мариуполь, Украина
Известны трудности перевода терминов диалога
«Тимей». Отсутствие системности в переводах до сих пор объясняют
«незавершённостью» изложения Платона: «валят с больных голов на здоровую».
Предложены математически согласованные термины, однозначно представляющие многообразие
определений, сознательно введённых Платоном для сокрытия подробностей
изложения. Термины в форме (_?) дешифруют текст Платона.
Идеальные инструменты Познания. Вначале диалога (27с) устанавливаются принципы Познания, а не «основные
понятия античной астрономии» [1]. Платон чётко «разграничивает две вещи»: (идеал?) –
«вечное, не имеющее возникновения бытие; (идея?) – «вечно
возникающее, но никогда не сущее».
Для «возникновения вещей» Платон вводит
Идеальную математику (Ид. ма-ка?) – «причину возникновения». И
уточняет «возникновение», последовательность разумной деятельности во время
творчества, методику идеального математического моделирования (29b):
«наилучшая из причин (Ид.ма-ка?) – демиург любой вещи взирает на неизменно
сущее (идеал?) и берёт его в качестве первообраза при создании идеи (идея?)».
Так Платон ввёл нас в сложный идеальный мир.
«Тело» Вселенной. Вооружившись
идеальными инструментами и методикой Познания, Платон ищет «первообраз
Вселенной» (31а), опять же, – в идеальном мире. Строит его согласно
учениям натурфилософов – из четырёх идеальных стихий «огня, земли, воды и
воздуха». Но стихии «сопряжены» Платоном между собой «прекраснейшей из связей –
пропорцией» и «возможно более точными соотношениями» – полноценным математическим
моделированием. При этом каждая из стихий вошла в «первообраз тела» космоса
вечной и неизменной.
«Душа» Вселенной. (35аb): «Из той сущности, которая неделима и вечно тождественна (идеал?),
и той, которая претерпевает разделение в телах (идея?), он создал путём смешения
третий, средний вид сущности (Истина?), причастный природе тождественного (РАЗУМ?)
и природе иного (НЕБЫТИЕ?)… Затем, взяв эти три [начала], он слил их все
в единую идею (Ид.ма-ка?)… он это целое (Ид.ма-ка?) в свою очередь разделил на
нужное число частей (ступени?), каждая из которых являла собою смесь
тождественного (идеал?), иного (идея?) и сущности (Истина?)». Получившееся
«целое» (Ид.ма-ка?) Бог (36bc) «рассёк по длине на две
части… принудил их единообразно и в одном и том же месте двигаться по кругу…
Внешнее вращение он нарёк природой тождественного (РАЗУМ?), а внутреннее –
природой иного (НЕБЫТИЕ?)». Платон называет созданное Богом – «душой»
(рис. 1).
Рис. 1. «Душа» –
«вертикальная» иерархия идей с «горизонтальной» иерархией ступеней прямых и
обратных идеальных чисел от 1 до НЕБЫТИЯ и РАЗУМА.
Лосев [1] видит в этом месте «ум
(29с–47е)», а далее – «материю (47е–69с) и соединение того и
другого в одно целое (69с–92b)», где все идеи каждой вещи «объединяются в
одно целое, трактуются как общая идеальная действительность и объявляются
порождающими моделями для всего вещественного мира. Это и есть то, что
обычно называется платонизмом… Вот тут-то философ и подошел к той необходимости,
которая во всём противоположна рациональному уму, иначе говоря, которая есть
нечто иррациональное, что позднейшие последователи Платона назвали материей».
Назвав созданную Платоном «душу» «умом-материей»,
Лосев сотворил «проблему» [1]: «Проблема ума в "Тимее" удивляет своей
неустойчивостью и даже противоречиями». Свалив без разбора все неясные термины
в одну кучу, стоит ли «удивляться её неустойчивости и противоречиям»? И для
полной «неясности» Лосев добавляет из конца VI книги "Государства" к
рассмотренным «терминам» ещё четыре [1]: «"беспредпосылочное начало",
который недаром расшифровывается им [Платоном] либо как благо (термин
чисто понятийный), либо как единое (математический термин). Тут
наравне с указанными терминами также и внеличный термин причина (22е,
28а, 29е, 38d, 44с, 45b, 46de, 47bc, 51c, 64a, 68e, 76d, 87с)». Эти примеры
хорошо иллюстрируют создание и неспособность к разрешению «терминных проблем»
при чтении Платона другими исследователями.
Идеальное математическое моделирование. Мы видим в категории «души» созданный Платоном «первообраз» того, что
сегодня называют «математическим моделированием» – некую гигантскую
Математическую Модель (Мат.Модель?) Вселенной, образец будущего копирования, дублирования
и воспроизведения «непреходящей и разумной жизни на все
времена» при создании Человечеством бесчисленных реальных математических
моделей (мат.модель?) произвольных вещей и явлений мира. Свидетельство тому –
восторженный панегирик математическому моделированию (36е-37с).
Реальное математическое моделирование. Платон переходит (48а) от идеального к реальному «рождению
Вселенной с «привнесением беспорядочной причины (НЕБЫТИЕ?)».
Платон снова возвращается к основополагающим началам и добавляет к прежним двум
((идеал?) и (идея?)) третий идеальный вид, «который тёмен и труден для
понимания».
«Третий вид» (мат.модель?) подаётся как малая
копия вселенской «души», малая копия идеальной Математической Модели,
идеального математического моделирования. В обеих моделях одинаково бурлят
те же четыре космические стихии, но из-за «привнесения беспорядочной причины (НЕБЫТИЕ?)»
в «третьем виде» стихии уже не «вечны и неизменны», а постоянно «рождаются, переходя по кругу одно в другое» (49с).
Так красочно описывает Платон изменчивые
особенности («единство и борьба противоположностей», «переход количества в
качество», «отрицание отрицания» и др.) «математической модели».
Сравните с называнием этого объекта идеального
мира Платона – «материей», «материальной вещью со всеми её обыкновенными
чувственными качествами», «очень тонким диалектическим понятием материи» [1].
Ещё хуже, разве что, «перевод» «пространством» с почти эйнштейновскими
параметрами пространство-временного континуума.
Платон окончательно устанавливает
идеально-математические термины (52а-с),(53b), выстраивает (53с-92с) четыре стихии (основу математического
моделирования) и вещи из них – «треугольниками», не настаивая на
окончательности предложенного геометрического выбора (54аb). Мы же «выбираем» для создания стихий «прекраснейшие» математические
«образы и числа», простейшие операции математики и «называем»: «огонь» –
сложением; «землю» – умножением; «воду» – сочетанием; «воздух» –
возведением идеальных чисел. Вот почему выбранные нами операции настойчиво, с
завидной периодичностью, «по-четыре» повторяются в знаменитом древнегреческом
«математическом плане» Устройства и Познания мира [3].
Действительно, можно выстроить математическую
модель любой вещи или явления любыми наборами операций сложения, умножения,
сочетания и возведения различных идеальных чисел – воссоздать всем «многообразием»
достижений математики и программирования. Всё это «творчество», весь механизм математического
моделирования, ясно представляя, изложил Платон в диалоге.
Выводы. Представление
терминов диалога «Тимей» однозначными математически точными категориями впервые
обнаруживает тщательно закодированное математическое моделирование, его принципы и
методику применения. Введение
математических терминов не только устраняет искусственные «неясности»,
но и привносит гармонию в переводы платонизма, представляет платонизм
целостной, удивительно согласованной системой взглядов – Теорией Познания
Платона. Эзотерическое Посвящённых открыто всем.
Список использованных источников
1. Платон. Тимей.- Собрание сочинений в 4
т.- Т. 3.- М.: Мысль, 1994.— 654.
2. Клюйков Р.С.,
Клюйков С.Ф. Идеальная математика Платона // Философия,
культура, образование в XXI веке: Сборник Всероссийской научной конференции. –
Казань: ТГГПУ, 2011. – С.69‑70.
3. Клюйков Р.С., Клюйков С.Ф.
Давньогрецький план моделювання світу. // XV Всеукраїнська
(Х Міжнародна) студентська наукова конференція з
прикладної математики та інформатики СНКПМІ. – Львів: ЛНУ ім. І. Франка, 2012. – С.141-142.
|