|
Азарова Ю.
О.
(к. филос.
н., доц., Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина)
В 1961 г. черновой вариант докторской
диссертации, которая позже станет книгой «Тотальность и бесконечность», Левинас
квалифицирует как «возвращение к платонизму» [цит. по: 4, с. 113, 121]. На фоне
всесторонней критики платонизма, сотрясающей французскую мысль того времени,
данный тезис звучит странно и даже провокативно.
Действительно, в «Тотальности и
бесконечности» Левинас не только обильно цитирует Платона (число ссылок на
Платона превышает число ссылок на других философов, включая Декарта), но и
развивает его основные идеи. В 1963 г. в докладе «Значение и смысл» Левинас
подтверждает свой курс и еще раз призывает «по-новому вернуться к платонизму»
[2, с. 625].
Почему Левинас так часто апеллирует к
Платону? Какова природа его «возвращения к платонизму»? Ответить на этот вопрос
сложно, т. к. восприятие Левинасом идей Платона весьма специфично. Опираясь на
философию Платона, Левинас создает принципиально новый проект, который, как ни
парадоксально, альтернативен классической онтологии.
Я полагаю, что «поворот к Платону»
– это жест, посредством которого Левинас осуществляет разрыв с гегелевской философией тотальности.
Левинас – мыслитель, который критикует философию модерна, поворачивая к
мыслителям до-модерной эпохи. Левинас, подобно Хайдеггеру, убежден в том, что обращение к истокам может быть импульсом для возрождения западной
интеллектуальной традиции.
Первая платоновская идея, которую развивает
Левинас, тема Тождественного и Иного. Данные термины Левинас заимствует из
«Софиста» Платона. Автор описывает Иное (to heteron) как нередуцируемое
к Тождественному и Бытию. Разделяя тезис Платона, Левинас отмечает, что
«Софист» маркирует точку справедливого отношения к Иному – пункт, от которого онтология далее отклоняется и к которому Левинас призывает
вернуться.
Вторая платоновская идея, исследуемая
Левинасом, трансценденция. В описании Блага как того, что находится по ту сторону Бытия (epekeina tes ousias), Левинас видит
трансценденцию, оказывающую сопротивление тотализирующим тенденциям онтологии.
Анализируя, как «Платон говорит о трансценденции, превосходящей тотальность»
[1, с. 130], Левинас разрабатывает проект радикальной гетерологии.
Тема трансценденции, пишет Левинас, «может
служить основой для плюралистической философии, где плюральность бытия не
растворяется в единстве и не интегрируется в тотальность» [1, с. 112]. «Если
понятия Тотальности и Бытия совпадают друг с другом, то понятие трансцендентного выводит нас за пределы Бытия. Трансцендентное – это то, что нельзя объять.
Здесь мы, по-своему, возвращаемся к платоновской идее Блага по ту сторону Бытия» [1, с. 275].
Третья ключевая платоновская идея,
интересующая Левинаса, само Благо. Он не только использует идею трансценденции,
но и принцип Блага. Левинас подчеркивает, что Благо не может быть редуцировано
к отношению между сущими. Оно обладает ценностью само по себе (как
телеологический идеал). «Благо есть Благо в себе» [1, с.
130]. «Поэтому оно вне Бытия» [1, с. 130].
Противостоя Благу, мы противостоим не
какой-либо нехватке в нашем Бытии и, соответственно,
тому, что может быть присвоено человеком, а избытку,
который находится по ту сторону Бытия и, таким образом, не может быть присвоен сущими. Благо – это абсолютно Иное.
Оно не принадлежит миру, порядку сущего и Бытия.
Четвертая платоновская идея, важная для
Левинаса, приоритет этики над онтологией. Этическое отношение – это отношение,
признающее Иное как Иное, как цель в себе. Этика, не редуцирует Иного (Бога)
или иного (человека) к моему «я». Она позволяет ему сохранить свою
уникальность, единичность, аутентичность. Этическое отношение, отвергающее
«присвоение» Иного, разрывает с практикой тотализации.
Если мое отношение к тебе, разъясняет
Левинас, имеет характер нужды или нехватки (нужды в деньгах или
сексуальном удовлетворении), то я делаю тебя частью меня, таким же,
как я. Ты тождественен мне. Но если я отношусь к тебе как к Благу, то я
вижу в тебе лицо, нередуцируемое к моей нужде, к моему бытию. Ты не тождественен мне. Я принимаю тебя тем, кем ты есть, совершенно иным (tout autre).
Пятая платоновская идея, рефреном звучащая в
творчестве Левинаса, межличностный диалог [1, с. 105, 125, 187-189]. В
«Тотальности и бесконечности» Левинас многократно упоминает и комментирует
известный фрагмент из «Федра», где Платон рассматривает диалог как подлинно
философский способ рассуждения и изложения мысли.
Для Платона разумная речь (logon didonai) – это
речь, которая не просто утверждает что-либо, а обосновывает сказанное. Отвечая
на вопрос или возражение, философ аргументирует
свою позицию. Публичная защита позиции служит главным необходимым элементом,
без которого философия не может претендовать на истину.
«Согласно Платону, истинный дискурс … и
содержание неотделимо от того, кто мыслит, а это означает, что автор речи
отвечает на поставленные ему вопросы» [1, с. 104]. «Мышление для Платона не
сводится к безликой цепи истинных отношений, оно предполагает личности и
межличностные отношения» [1, с. 105].
Диалог – это не внешняя форма выражения
мысли, индифферентная к содержанию, а внутренняя форма, имманентно присущая
философии как интеллектуальному предприятию. Диалог – это само место (topos), где
философия заявляет о себе, манифестирует себя как свободная мысль.
Шестая платоновская идея, которая импонирует
Левинасу, приоритет устного слова над письменным. Когда Сократ в «Федре» говорит,
что к письменному тексту невозможно обратиться с вопросом, то Левинас
продолжает: только живая беседа есть парадигма познания и общения. «Изреченное
слово – это слово в своей полноте» [1, с. 125].
Речь – сущностное проявление человека. «Представить себя, значит, говорить» [1, с. 100]. Я или ты – «лицо,
которое должно быть услышано» [1, с. 100]. Речь – способ самовыражения личности. «Проявление лица – это речь. Тот, кто проявляет себя, по
словам Платона, должен заговорить» [1, с. 100]. «Другой – это тот, кто говорит
со мной» [1, с. 100].
Седьмая платоновская идея, органично
объединяющая у Левинаса все предыдущие, диалогическая концепция истины.
«Платон, резюмирует Левинас, проводит различие между объективным порядком
истины, который устанавливается в сочинениях безличным образом, и … живой
речью, способной себя защищать» [1, с. 106].
Левинас считает, что истина ни объективна,
ни субъективна. Истина не принадлежит одному субъекту. Но она также не
возвышается над всеми субъектами как абстрактное, безличное начало. Истина –
это интерсубъективная истина. Она рождается в диалоге, споре, коммуникации
между людьми.
Понимание того, что истина не принадлежит
одному человеку, заставляет Левинаса вспомнить о сократической мудрости. Сократ
знает, что он ничего не знает. Это происходит не потому, что Сократ знает “что такое знание?”, а потому, что он признает ограниченность своих
знаний.
Сократ вступает в диалог с разными людьми не
потому, что он не обладает мудростью предвосхитить то, что скажет другой
человек, а потому, что Сократ обладает мудростью критического отношения к себе. Мягкая, чуткая, не агрессивная мудрость –
это высший идеал для Платона и Левинаса.
Литература
- Левинас
Э. Тотальность и бесконечное: эссе об экстериорном // Избранное: Тотальность
и Бесконечноcть. –
М. – СПб.: Университетская книга, 2000. – С. 65–288.
- Левинас
Э. Значение и смысл // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. – М.: РОССПЭН,
2004. – С. 597–632.
- Peperzak A. T.
Platonic Transformations: with and after Hegel, Heidegger and Levinas. –
Lanham, Marylend: Rowman and Littlefield Publishers, 1997. – 265 р.
|
|