|
Панов С. В., Ивашкин
С. Н.
(Панов С. В. – к.
филос. н., доцент Московского института стали и сплавов,
Ивашкин С. Н. – гл. библиотекарь, Библиотека №19 им. Юргенсона ЦАО г.
Москвы)
Если отождествлять философскую традицию и
европейский нигилизм, то философию Платона можно счесть основанием последнего и
не только в смысле Ницше – в качестве постулирования сверхъестественного мира,
сверхчувственной основы явленного бытия, что вводит ценностную перспективу для
обесценивания «земного».
Философия Платона знаменует кризис
греческого политеизма как системы абсолютных объективированных желаний,
служащих непосредственным стимулом восприятий и действий для реактивного
животного, управляемого словом – вербализованными преданием образцами
поведения: политеистическая прозопопея абсолютных желаний, обесценившись,
перестав порождать и объяснять совокупность мирских событий как реактивных разрядок
в действии абсолютных побудительных причин, уступала место теоретической прозопопее
– системе философского умозрения, которую необходимо присвоить с тем, чтобы
импульсы божественной природы превратить в понимательные стимулы восприятия, мышления,
желания и поведения собеседников всеобщего философского диалога, что, однако,
окажется падением философской мысли в квазирелигиозный догматизм,
подразумевающий неравенство узревших сущности как результаты слепого согласия и
стремящихся их узреть, производство философских школ, авторитетов и
подражающего им ученичества.
Теоретическая прозопопея Платона,
предполагающая непосредственное виденье философской интуицией истины бытия,
становится у Хайдеггера феноменологической прозопопеей – явленностью истины
блага как непотаенного, как присутствия чтойности и условия этой чтойности –
идеи, «высвечивающей саму себя» [1, 354]. Но идея оказывается и явленностью
самой философской мысли, нацеленной на восприятие такого присутствия и
отождествления воспринимаемого с истиной присутствия исходя из простого события
этого восприятия: «Каждая идея, вид чего-либо, дает видеть то, что есть
каждое сущее» [1, 355]. Таким образом, феноменологическая прозопопея как
отождествление восприятия с воспринимаемым, мысли и мыслимого фиксирует для
Хайдеггера фактичность человеческой экзистенции (поскольку она - не сущность
среди сущностей) как отношения к Ничто, к условию раскрытия сущего как такового
для человеческого бытия. Фактичность экзистенции – основание предпонимательных
привычек для любого понимающего отношения к сущему, основание конечности
человеческого понимания, которое в каждом понимательном наброске участвует в
раскрытии вещей и событий, принадлежа единственной судьбе – настроенности на
непотаенность бытия.
Фактичность экзистенции заранее
предвосхищает понимающую направленность человеческого бытия, исходно
нейтрализуя понимание понимания, способность суждения об объективной реальности
того, что мы есть сами, того, что мы поняли и можем еще понять, - объективных
условий понимающего, понятого и их сущности.
Фактичность экзистенции Гадамер воспримет в
понимании «блага как бытия, которое нельзя схватить в логосе» [2, 265].
Платоновское благо как источник меры для аффективно-понимающего животного
сущностно характеризуется «могуществом», т.е. способностью обеспечить «рост
прекрасного», способностью удерживать перспективу ценимого как такового на всем
протяжении аффективных состояний, актов восприятия и созерцания как результатов
действия внутренней и внешней природы.
Если «прекрасное понимается через меру и
отношение, через укрощение безмерного, придающее форму проникновения блага» в
бытии, то фактичность человеческой экзистенции приравнивается к «формулированию
самого себя, позволяющему видеть себя во всех отношениях» - в «разумно
определенном соотношении частей» [2, 266]. Нетрудно заметить, что это
«формулирование себя» имеет ту же закрытую коммуникативную природу (можно ли
свети человеческую природу к безмерной восприимчивости и разумно-волевым формам
самообладания?), что и природа блага и его соразмерительного откровения в человеческом
бытии: благо является, на самом деле, результатом отчуждения герменевтического
сознания, которое собирает само себя из непосредственной видимости и узнанности
видимых и познанных отношений вне возможности объективно оценить характер этих
отношений, подобно тому, как протестантская герменевтика производит слепое
суждение о герменевтическом круге, где сознание читателя призвано всякий раз
понять различие традиции исходя из единственного факта его восприятия.
Фактичность экзистенции как
феноменологическое условие понимающего саморазвертывания в отношении к Ничто
становится фактичностью языкового сознания, которое заранее отказывается («о
чем нельзя говорить, о том следует молчать» Витгенштейна) от возможности
мыслить объективные условия языковых контекстов как автоматических мыслительно-побудительно-реактивных
привычек человеческого поведения в чувстве мистического, в пустом незаинтересованном
созерцании всех возможных смысловых связей внутримирских событий, которые
служат основой для контекстуальных фактов и регистрирующего автоматизма их
восприятия аналитиком языка.
Концептуальным завершением аналитической
философии явился логический эссенциализм С.Крипке, который строится на
естественном отождествлении референтов с их свойствами и их пропозициональном
признании. Философский эссенциализм действительно упорядочивает сам по себе
употребление концепта истины, придавая ему верификативную,
истинностно-проверочную, силу, изолируя свой объект как истинное, отождествляя
его с равнозначностью референта и его свойств. Философское выражение металогики
сообщает научным предложениям их истинность, которую оно заранее формулирует:
эти предложения развертывают тождество референтов научного дискурса самим себе,
превращаясь в абсолютную иллюстрацию вписанных в них понимательных
предположений, в опыт логического эссенциализма [3, 188]. В употреблении имен
собственных, которыми стали и субъекты, и предикаты суждения, воплощается
исследовательское сознание референта, которое не нуждается в самосознании
самого акта референции: оно порождает референционный акт, производя собственную
самодостаточность, не высказывая ни того, что оно породило эту связь видимого и
произносимого, ни того, что оно в самом деле состоялось, исходя из
единственного факта своего тождества референту как номинальной абстракции вне
контекста связей с другими референтами [3, 204].
Зачем познавать внешнюю реальность, если все
выражения отождествлены с фактами, их субъекты – с носителями признаков, а
предикаты – с самими признаками? Безусловная несостоятельность металогических
принципов запрещает металогику науки как носителю ее общей теории оправдывать
свои собственные выводы: поскольку знание замкнулось в автономном номинальном
«интеллектуме вещей», сомнение в истине собственного метаязыка и языка научных
суждений подтверждается в том, что их структура противоречит самим условиям
порождения, ценность которых ими утверждается для всех существующих предложений
науки, а их референты в качестве «строгих дезигнаторов» ни реальны, ни
тождественны, поскольку превращены металогическим насилием в неопределенную множественность
субъектов всех возможных предложений, т.к. сколько имен, столько и актов
референции, и самих референтов, но ни эти имена, ни эти акты не обладают
необходимым свойством быть тождественным именуемому [3, 209].
Прагматизм воплощает абсолютную экономию
опыта восприятия и понимания, сводя стимулы нашего взаимодействия к предпонимательным,
разделенным собеседниками сообща и безусловно в рамках контекстов общения
привычкам. Эссенциализм (строгая прагматика языка) и коммуникативизм воображают
природу реального в том, что может регулироваться только в коммуникации – в
производстве общего опыта истинности – заставить понять и признать как истинное
то, что мы высказали собеседнику из единственного факта, что мы заставили его
мыслить истинное в ментальном представлении [3, 223]. Истина ментализма
(коммуникативизма и эссенциализма) – это нейтрализация суждения о реальности
индивидуального и коллективного бытия, которое строится на моторном фоническом
механизме самого высказывания, на производстве опыта заставить мыслить
мыслимое, не произнося его, не воспринимая звучащее или написанное высказывание
и само описываемое им явление [3, 223].
В прагматическую эпоху мы вынуждены
подражать этой инверсии импульсов в объекте и референте суждения, возводя
предикат идентичности в сущность сущности – в стимул, который стимулирует
сознание своей истинности только в восприятии самого себя (эссенциалистский
предикат), а в теории коммуникации мы превращаем акт высказывания в акт мысли,
который заставляет предвидеть любое действие и регулироваться, фиксируясь на
объективности его порождения сообразно с требованиями консенсуса с другим [3,
227].
Литература
1. Хайдеггер М. Учение Платона о бытии//Время и бытие. М.,
Республика, 1993. С.345-361.
2. Гадамер Х.-Г. Диалектическая этика Платона. СПб., СПбФО,
2000.
3. Poulain
Jacques. La loi de vérité (ou la logique philosophique du jugement). Paris,
Albin Michel, 1993.
|
|