Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXIV:

ПЛАТОН И СОВРЕМЕННОСТЬ


Программа конференции

 

22.06.2016:

Менделеевская линия д.5,
аудитория 24
10.00 - 11.00 - регистрация участников конференции.
11.00 - 13.00:
Пленарное заседание. «Философия Платона в горизонте современности».

Мочалова И. Н. Конкуренция «школ» в Афинах начала IV в. до н.э.: создание Академии

Мочалова Ирина Николаевна, кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: В докладе анализируется «высшее образование» в Афинах начала IV в. до н.э. Рассматривается, как в условиях острой конкуренции формируются постоянные риторические школы. Показывается, что именно институциональная конкуренция определила особенности формирования Академии. Созданная Платоном школа рассматривается как новый тип институции, функционирование которой позволяет легитимизировать практику философствования. В контексте институциональной парадигмы предлагается интерпретация «Апологии Сократа».

Ключевые слова: институциональный подход, риторика, Академия, Платон, «Апология Сократа»

Протопопова И. А. Гибрис шаров, или Об одноногой добродетели (мифы Протагора и Аристофана в «Протагоре» и «Пире»)

Протопопова Ирина Александровна, кандидат культурологии, доцент, руководитель Платоновского исследовательского научного центра Российского государственного гуманитарного университета

Аннотация: В «Протагоре» в ответ на просьбу Сократа доказать, что добродетели можно научиться, Протагор рассказывает миф, что Зевс повелел уделить всем людям стыд и правду как основание гражданской добродетели (πολιτικῆς ἀρετῆς). В докладе этот миф и дальнейший «логос» Протагора (320c–328d) сопоставляется с мифом Аристофана из «Пира» о древней шарообразной природе людей, их гибрисе и дальнейшем рассечении пополам. Делается попытка показать, что соответствующие мифы дополняют друг друга в смысле обоснования морали и диалектики, и что не случайно в «Протагоре» присутствуют все ораторы «Пира» за исключением Аристофана.

Ключевые слова: Платон, мифологический нарратив, мораль и диалектика

Глухов А. А. «Трагическое» понимание истины у Платона

Глухов Алексей Анатольевич, кандидат философских наук, доцент Школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Аннотация: В отличие от истины как «правильности» и истины как «непотаенности», отношение к которым, якобы, разделяет Платона и досократиков, «трагическое» понимание истины объединяет такого философа, как Платон, и такого поэта, как Софокл. Хайдеггеровская интерпретация «древней розни» между философией и поэзией, таким образом, подлежит ревизии.

Ключевые слова: Платон, теории истины, трагедия

Светлов Р. В. Платон versus Фукидид: история, воспитание, прогресс

Светлов Роман Викторович, доктор философских наук, профессор института философии Санкт-Петербургского государственного университета

Аннотация: Внимательное прочтение Платона показывает, насколько его размышления над историей связаны с концепциями, которые представлены в сочинении Фукидида. Однако Платон существенно перерабатывает как общую «модель» истории Эллады, которую представил Фукидид, так и значительно более критически рассматривает причины, по которым афинская демократия оказалась исторически обречена.

Ключевые слова: Платон, Фукидид, идея прогресса, философия истории.

14.00-19.00 - секционные заседания:

Секция 1 (ауд. 24): Проблемы перевода платоновского корпуса: традиционные и новые подходы (модератор - Протопопова И.А.)

Алымова Е. В., Караваева С. В. «О Благе»: Платон. Аристотель. Традиция

Алымова Елена Валентиновна , кандидат философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии
Караваева Светлана Викторовна, кандидат философских наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: В основе статьи – реконструированный на основании свидетельств позднейшей доксографии и комментариев текст сочинения Аристотеля «О Благе», который, по всей видимости, представляет собой конспективное изложение одноименной лекции Платона, произнесенной им в стенах своей школы. Сочинение «О Благе» является одним из опорных текстов для сторонников существования так называемого неписаного, или устного учения Платона. На первый взгляд, между диалогами (за редким исключением, каковым является, например, «Филеб») и положениями, представленными в аристотелевском конспекте лекции «О Благе», заметно терминологическое и концептуальное различие. Однако авторы статьи полагают, что оснований противопоставлять Платона – автора диалогов и Платона – автора лекции «О Благе» нет.

Ключевые слова: Платон, Аристотель, «неписаное учение» Платона, «О благе»

Никоноров В. П. Сословие воинов-стражей в «Государстве» Платона в свете индоиранских параллелей

Никоноров Валерий Павлович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт истории материальной культуры Российской Академии наук, Санкт Петербург

Аннотация: В идеальном государстве, описанном Платоном в утопическом диалоге «Государство», важную роль играло воинское сословие, именуемое стражами (phylakes). Сама идея устройства такого государства в виде трех сословий — философов, стражей и производителей благ (ремесленников и земледельцев) — явно отражает древнейшую индоиранскую структуру общества, хорошо известную на примере индийских ариев (варны жрецов-брахманов, воинов-кшатриев и земледельцев-вайшьев) и иранских племен (сословия жрецов-атраван, воинов-ратайштар и крестьян-животноводов — вастрьо-фшуйант). Заимствование Платоном индийской модели представляется маловероятным, поскольку греческий мир получил возможность близко ознакомиться с реалиями общественной жизни Индии только в результате восточных завоеваний Александра Македонского, т. е. уже после смерти самого Платона. С другой стороны, последний не мог заимствовать эту идею и из современного ему ахеменидского Ирана, в котором вообще не существовало сословного деления, характерного для более раннего иранского общества авестийской эпохи. Надо полагать, что Платон для своей утопической концепции государства вполне мог использовать реальное социальное устройство у скифов — ираноязычных кочевников, обитавших в степях Северного Причерноморья. Анализ данных античной письменной традиции позволяет утверждать, что именно в их среде сохранилось традиционное (авестийское) для древнейших индоиранских народов трехчастное деление общества на жрецов, воинов и простых общинников (земледельцев и скотоводов), которое было утрачено в самом Иране при Ахеменидах и восстановлено там, скорее всего, дахами — кочевыми основателями Парфянской империи Аршакидов.
Причерноморские скифы были хорошо известны в Греции еще с архаической эпохи, поэтому Платон наверняка располагал достаточной информацией об их социальной организации. Впрочем, дальше использования «скифской модели» в самом общем виде он не пошел и для детальной характеристики сословия стражей своего идеального государства прибегнул к опыту самого милитаризированного эллинского полиса — Спарты, само существование которой было подчинено беспрекословному военному диктату. Правда, Платон обрисовал условия жизни и правила общественного поведения своих стражей в заметно утрированном виде, сильно преувеличенном даже для Спарты.

Ключевые слова: платоновская теория государства, сословие воинов, «скифская модель» социальной структуры

Вольф М. Н. Состоятельны ли решения парадокса Менона?

Вольф Марина Николаевна, доктор философских наук, доцент, Институт философии и права СО РАН (г. Новосибирск), зав. кафедрой философии

Аннотация: Решения парадокса Менона в античности нацелены на его заключение, – «поиск знания невозможен», – и стремятся продемонстрировать казалось бы очевидное положение, что люди все-таки обладают каким-либо знанием, при этом не касаются обсуждений того, каким образом это заключение было выведено.
Можно выделить (следуя Плутарху) перипатетическое, стоическое, эпикурейское и собственно платоновское решение парадокса. Все они допускают существование неких общих понятий, устоявшихся форм, с опорой на которые обретается новое знание. Остановимся подробнее на первом и последнем. Платоновским решением парадокса как правило считают апелляцию к припоминанию (в том числе в «Федоне»). Кто подразумевается под перипатетиками, Плутарх не сообщает, но их решение в целом резко отличается от того, что предлагает Аристотель в An. Post. – это решение через потенциальный интеллект (как предрасположенность или та часть души, которая в состоянии принимать универсальные формы). Это положение в итоге оказывается также несостоятельно, как и любой ход, подразумевающий в том или ином виде отсылку к общим понятиям. Вместе с тем, четкую перипатетическую позицию на этот счет находим у «Второго учителя», аль-Фараби, который предлагает свое видение парадокса Менона в разных произведениях. Она интересна не столько предложенным решением, сколько критикой в адрес Платона с прояснением несостоятельности его подхода. Говоря о парадоксе Менона, Фараби апеллирует не к припоминанию, а аналогичному пассажу в «Федоне» (установление равенства из созерцания сходных бревен), подчеркивая, что Платон заинтересован не столько в уточнении природы знания (как того требовал бы парадокс), а использует парадокс как искусственный ход для обоснования бессмертия души, т. е. уточняя природу души и ничего при этом не говоря о знании. Далее Фараби показывает, что наиболее правильным способом решения парадокса, т. е. способом отыскания знания будет не припоминание (которое всего лишь ведет к «демонстрации универсалий» в душе), а силлогистика. Сразу же напрашивается возражение, что одним из требований силлогистики как эпистемического поиска является наличие общей посылки, а апелляция к общему уже нарушает исходное требование парадокса.
Таким образом, решения – в том числе и понятые у Платона с точки зрения установления «природы души», а не знания, отсылают нас к вопросу о соотношении частей и целого, или, иначе – установлению общего на основании частей. Это по сути обсуждение второй посылки парадокса, из которой и следует вывод о невозможности знания. Если мы чего-то не знаем, то поиск невозможен: либо по причине, что мы не можем сопоставить части и целое (а если, согласно первой посылке, знали бы целое, тогда не стали бы искать, поскольку уже бы знали то, что намерены искать).
Тезис о невозможности установить целое по его частям и его обоснование принадлежит Горгию и фактически блокирует любую отсылку к существованию каких-либо общих понятий: «одно и то же не может присутствовать одновременно во многих и отдельных», что обосновывается через различие познавательных способностей, различие вещей, различие людей и наконец, различие ситуаций, в которых происходит познание (MXG 980b10–15).
Таким образом, имея дело с решениями парадокса в античности, мы 1) видим не столько решения, предложенные ради самого парадокса, сколько попытки спасти общие понятия в философии, 2) сталкиваемся с ситуацией, в которой античная традиция не видит познания иначе, как через посредство общих понятий.

Ключевые слова: диалог «Менон», парадокс поиска знания, общие понятия

Шевцов К. П. О природе философских парадоксов в диалогах Платона

Шевцов Константин Павлович, кандидат философских наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: В докладе сопоставляется семантическая структура философских и логических парадоксов на примере парадоксов Менона и Протагора из диалогов Платона и классических истолкований парадокса Лжеца у Рассела и Тарского. В логике проблема автореференции является нарушением изначальной симметрии семантического и синтаксического порядков, и поэтому парадокс здесь служит нарушением логического порядка. Напротив, в философии, как и в обыденном языке, формальная и предметная стороны высказывания взаимодействуют, а потому и парадокс выражает не нарушение порядка, а изначальную асимметрию как условие познания нового.

Ключевые слова: парадокс, истина, семантика, синтаксис, логика, философия, значение, память

Гараджа А. В. О смысле ἐπὶ δεξιά в платоновском «Пире»

Гараджа Алексей Викторович, старший научный сотрудник, Платоновский исследовательский научный центр Российского государственного гуманитарного университета

Аннотация: В упоминаниях о порядке речей персонажей в начале (177d3) и конце диалога (223c5) говорится, что они передают чашу и «логос» ἐπὶ δεξιά. Толчком к докладу послужило наблюдение, что в русскоязычных переводах «Пира» это передается как «справа налево», а в англоязычных наоборот — «слева направо». В докладе речь пойдет о порядке передачи чаш и речей в социокультурном пространстве античного пира и в смысловых контекстах «Пира» Платона.

Ключевые слова: феномен пира, речь в пространстве античной коммуникации, обрядовое и игровое начала

Синицын А. А. Платон и трагик Агафон

Синицын Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент, Русская христианская гуманитарная академия

Аннотация: Трагедиограф Агафон (ок. 446 –401/400 г. до н. э.) является представителем младшего поколения великих аттических трагиков, и в последней четверти V в. до н. э. он был не менее популярен, чем его прославленные современники Софокл и Еврипид. После победы в театральном агоне на Ленеях в 416 г. Агафон был гостеприимцем на симпосии, который впоследствии прославил Платон в своем знаменитом диалоге «Пир» (Συμπόσιον). В докладе обсуждается отношение философа к Агафону, знакомцу его учителя Сократа, и место, которое ему отводит Платон среди прочих трагических поэтов — его коллег, соперников и соратников — участников театральных агонов в Афинах.

Ключевые слова: трагедия, философия, агон, симпосий, софистика, Платон, Агафон

Галанин Р. Б. Современные оценки образов софистов в диалогах Платона

Галанин Рустам Баевич, кандидат философских наук, Русская христианская гуманитарная академия

Аннотация: Существенная часть информации о софистах дошла до нас благодаря диалогам Платона. Однако именно от Платона, а затем и от Аристотеля, идет тысячелетняя традиция дискриминации софиста и как человека, берущего плату за обучение, и как мыслителя особого рода, которого не легко ухватить одной рукой и который ничему, кроме небытия, не учит. В этой статье мы попытаемся дать небольшую апологию Платону и показать, насколько мы обязаны ему в том, что касается наших знаний о софистах, а также сделать краткий обзор современных оценок Платона как источника по софистологии.

Ключевые слова: античная философия, софистика, риторика

Макарова И. В. Друг или истина? (замечания к афоризму “Amicus Plato…”)

Макарова Ирина Владимировна, кандидат философских наук, доцент школы философии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

Секция 2 (ауд. 151). Платон и современная философия (модератор - Соколова Л.Ю.).

Соколова Л. Ю. П. Рикер о платоновском понятии образа

Соколова Лариса Юрьевна, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: Платоновское учение об образе (είκον) рассмотрено как один из источников феноменологии памяти П. Рикера. Показано, что французский философ обращается к диалогам «Теэтет» и «Софист», поскольку находит в них начало проблематики памяти и воображения, истины и памяти, истории и истины. Рикер стремится показать, что «когнитивный» подход к понятию эйкона у Платона, сосредоточенность на проблеме истины или ложности эйкона, с одной стороны, важны для современного обсуждения истинностности памяти и истории, а с другой – платоновская проблематика подобия как отношения между эйконом и первичным следом, оставленным в душе, создает препятствие для различения памяти и воображения. В текстах Платона, касающихся памяти, французский философ находит недостаток (который будет исправлен Аристотелем, для которого «память сопряжена с прошлым»), заключающийся в отсутствии соотнесенности понятия эйкона, образа как отпечатка, или следа, со временем. Последний недостаток Рикер объясняет общим эпистемическим контекстом обсуждения эйкона как правильного отпечатка, «верного воспоминания». Этот контекст ставит задачу определения статуса ложного мнения в качестве суждения и не учитывает особенности памяти.

Ключевые слова: Платон, П. Рикер, образ, феноменология памяти, воображение, истина, подобие

Куприянов В. А. Неоплатонизм во французской философии: случай А. Бергсона

Куприянов Виктор Александрович, аспирант, Институт философии СПбГУ

Аннотация: Доклад посвящен интерпретации Бергсона философии Плотина. В целом Бергсон относит философию Плотина к метафизической традиции, искажающей истинное понимание реальности. Однако отношение Бергсона к философии Плотина двойственно. Наряду с интеллектуализмом Бергсон обнаруживает в учении Плотина современное понимание сознания «как способности души к обладанию собой», которое соответствует учению Бергсона об интеллекте, представленном в «Материи и памяти» и «Творческой эволюции».

Ключевые слова: неоплатонизм, бергсонизм, философия сознания, длительность, эволюция

Зайкина Д. С. Рецепция философии Платона в работах Ж. Лакана

Зайкина Дарья Сергеевна, студентка, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: Французский психоаналитик Жак Лакан сам себя философом не признавал, тем не менее, в своих семинарах он обращался к сочинениям Платона, анализировал их, в частности, комментировал в течение года диалог «Пир», что позволяет нам говорить об интерпретации античного философа в психоанализе.
В статье предпринята попытка обнаружить рецепцию платоновского творчества в работах Ж. Лакана, а также сопоставить психоаналитическую технику с методом ведения беседы платоновского Сократа на примере диалогов «Пир», «Алкивиад I».

Ключевые слова: психоанализ, познание самого себя, истина, объект а, агальма, диалог, Другой

Очеретяный К. А. Дигитальный платонизм: Платон как проводник в философию компьютерных игр

Очеретяный Константин Алексеевич, кандидат философских наук, ученый секретарь, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, Центр медиафилософии

Аннотация: В докладе проблематизируется понимание игры Платоном в контексте философского исследования компьютерных игр. Платон рассматривает коллективные игры-хороводы как аналог диалектики для непосвященных, поскольку в них в легко обозримой форме развертывается смысловой строй космоса, а душа, созерцая порядок целого, получает возможность упорядочить себя по его образцу. Такое понимание игры как способа собирания души из рассеянности актуально в современном технологизированном медиамире, где бытие человека фрагментируется, специализируется, размывается высокоскоростными потоками информации. Компьютерная игра, таким образом, выступает ключом к пониманию онтологии цифрового мира как нового жизненного мира человека.

Ключевые слова: философия компьютерных игр, онтология цифрового мира, диалектика, умное видение, техническая память, живая память, забота о душе

Гончаров И. А. Антиномии социализма и социализм Платона

Гончаров Игорь Анатольевич, доктор философских наук, профессор, Сыктывкарский государственный университет имени П. Сорокина, заведующий кафедрой

Аннотация: Статья связана с выяснением общественно-политического значения платоновского учения о государстве. Речь идет о возможности отнесения данного учения к т.н. социалистической традиции. Т.е. речь идет о том, можно ли считать учение Платона своего рода инвариантом, организации социалистического быта. В статье выявлены четыре основные антиномии социализма, с тем, чтобы выяснить возможность применимости понятия социализм к учению Платона. Это противоречие между социальным проектом и политической реальностью, противоречие между коллективизмом и индивидуализмом, противоречие между простым и сложным трудом, противоречие между производством и распределением. В результате проведенного анализа было выяснено, что из четырех антиномий лишь одна может быть свойственной учению Платона, во всех же остальных случаях кажущийся социализм Платона исходит из совершенно иных источников.

Ключевые слова: социализм, антиномия социализма, самотождественность души, мудрость, справедливость

Шадов А. А. Воображение стихий в диалоге «Тимей»

Шадов Александр Александрович, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: В статье рассматривается проблема соотнесения платоновских тел со стихиями, представленного в диалоге «Тимей». Ставится задача реконструировать мотивы рассуждений Платона о распределении стихий между геометрическими фигурами. Методология исследования воображения, разработанная Г. Башляром, дает возможность прояснить интеллектуальные предпосылки платоновского подхода в аспекте онтологической трактовки воображения.

Ключевые слова: Платон, онтология, натурфилософия, «Тимей», стихии, платоновские тела, воображение, Г. Башляр

Секция 3 (ауд. 167). Платон в контексте европейской метафизики (модератор - Погоняйло А.Г.)

Лебедев С. П. Этапы формирования понятия умозрительного в философии Платона

Лебедев Сергей Павлович, доктор философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: В докладе анализируется процесс формирования платоновского понимания умозрения. Последнее рассматривается в качестве варианта решения проблемы, поставленной элейской школой: найти для отвлеченного мышления адекватный ему объект. Показана необходимость именно непосредственного знания в деле обоснования отвлеченного мышления и отмечена недостаточность изложенной в «Федре» модели умозрения для указанной цели. Выявлено, что представление Платона об умозрении эволюционировало от сходства с внешним чувственным ви́дением к внутреннему самосозерцанию ума. Процесс совершался по мере перехода Платона к деятельностной парадигме в трактовке ума и умозрительного. Продемонстрировано преимущество позднеплатоновского понимания умозрительного.

Ключевые слова: непосредственное знание, умозрение, отвлеченное мышление, чувственное восприятие, деятельность, идея, благо, парадигма

Погоняйло А. Г. Счет сущего

Погоняйло Александр Григорьевич, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: Своим вопросом о сущности сущего (как такового), философы сделали сущее проблемой, каковой оно до того не было. Что означает, что у первой философии нет проблем; единственная проблема первой философии – она сама как вопрос о сущности сущего. Раньше, до появления философии, проблемой могло быть существование. И главные вопросы были другими: как быть, что делать. На них отвечала религия своими заповедями-императивами. Священный текст не говорит дефинициями.
С явлением в мир философии само сущее стало проблемой. И все стало быть несколько иначе, чем было ранее: а именно, оно стало под знак вопроса о сущности, созерцательного по своей сути вопроса.
Но, чтобы мочь обернуться на «первое по природе», нам, смертным, необходимо уже быть в мире; быть в том смысле, что хорошо в нем ориентироваться при положительном незнании того, как он устроен и в целом, и в деталях.
Имея дело с вещами и дела с другими людьми, мы, конечно, имеем дело и с миром, но не как с еще одной вещью или совокупностью вещей. Обращению с разными вещами людьми и животными мы научились без «обращения взгляда», т. е. естественным путем, т. е. играючи.
Это не была игра по правилам, которых мы не знали и не могли знать. А если бы знали, то не знали бы, как перевести это теоретическое знание в практический навык, ведь для этого нужны свои правила, правила применения правил… Детская игра – игра в правила. Отчего и главное правило взрослых игр – почему они все-таки, хоть и ущербные, но игры – дать игре сыграться самой. В этом смысл игры.
В наших детских играх в правила мы, тем не менее, вживаемся в «правильный» взрослый мир, допускающий такое обращение с разными вещами и людьми, а не иное. Мы учимся рассчитывать свои силы и шаги, что и означает ориентацию в мире.
И лишь теперь мы готовы к «обращению взгляда», к тому, чтобы стать взрослыми и мочь самим вести себя. Не только «Алкивиад», вся сократовская майевтика - это мастер класс по искусству обращения, пример и практика образования в исходном смысле пайдейи как образования «себя». Но эта самая пайдейа есть наша инициация в Логосе, выход в логическое. Без участия в Логосе мы не можем быть как дети.
По ту сторону целей и возникающих на пути к ним препятствий (проблем) о которых, как и о средствах их преодоления приходится помнить, находится то, о чем помнить не нужно, но что обеспечивает нас миром, оцеливает сущее у нас за спиной и потому позволяет видеть вещи как они есть и как-то разбираться с ними. Это артикуляция мира, его выпадение таким, а не другим.

Ключевые слова: сущность, сущее, игра, искусство обращения, майевтика

Берестов И. В. Холистические допущения у Протагора, Горгия и Платона

Берестов Игорь Владимирович, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Институт философии и права СО РАН, Новосибирск

Аннотация: Мы намерены показать, что холистическое понимание целого играет важную роль не только в аргументах Платона, но также Протагора и Горгия. Это понимание, вместе с некоторыми другими допущениями, приводит к невозможности для двух интенциональных актов (одного или различных типов, принадлежащих одному или различным субъектам) быть направленными на один и тот же интенциональный объект.

Ключевые слова: Homo mensura, О не-сущем, холизм, интенциональный объект, интенциональный акт, релятивизм истины

Катречко С. Л. Об одной нестандартной интерпретации платоновского концепта Линии (Мифа о пещере)

Катречко Сергей Леонидович, кандидат философских наук, доцент Школы философии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация: В докладе будет предложена нестандартная трактовка платоновской Линии («четырехчастного отрезка») из его кн.6 «Государства» [509d – 511e]. В моей интерпретации область подобий/симулякров занимает большую часть отрезка, что, соответственно, пред-определяет другие пропорции/части Линии. «Беспредпосылочное начало» (archê anypothetos) соответствует (перво)начальной точке отрезка и может быть соотнесена с кон-цептом Единого из 1 гипотезы диалога «Парменид», т.е. соответствует неоплатоническому концепту Единого (Плотин, Прокл). Тем самым платоновская Линия выступает геометриче-ской моделью (может быть соотнесена с) космологической концепции Единого — Многого неоплатоников.

Ключевые слова: Платон, четырехчастный отрезок, миф о пещере, Единое, Плотин, неоплатонизм.

Панов С. В. Платон и концептуальное письмо: теоретическая прозопопея, фильтр эффектов, слепая форма

Панов Сергей Владимирович, кандидат философских наук, доцент, Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов»

Аннотация: В этом докладе Платон рассматривается как необходимый источник кантовской концепции и философских концепций XX в. (Хайдеггер, Гуссерль, Витгенштейн). Трансцендентальная философия Канта обусловлена объединением чувственного разнообразия опыта и ориентаций сознания, основанным на структуре трансцендентальных познавательных способностей, на пассивном синтезе многообразного. По Канту, синтез воображения - источник синтезов схватывания и понятия, всей деятельности синтезирования человеческого временного понимания. Хайдеггер в его онтологическом оправдании экзистенции мыслит человека (Dasein) как реактивное сознание, которое воспринимает себя только исходя из простого события мысли о конечности вне возможности судить об объективных условиях собственного существования. Гуссерль основывал всю конструкцию трансцендентального самоотношения эго на пассивном синтезе представления, который отражен в его трансцендентальном чистом эгологическом синтезировании. Витгенштейн пытается стереть метафизическую и феноменологическую иллюзию, фокусируя весь человеческий опыт на комплексе рефлексивных и поведенческих привычек, которые порождают внутреннюю форму логическую контекста.

Ключевые слова: Платон, Кант, Хайдеггер, Гуссерль, Виттгенштейн, теоретическая прозопопея, фильтр эффектов, слепая форма, пассивный синтез

Иваненко А. И. Предэллинизм в античной философии

Иваненко Алексей Игоревич, кандидат философских наук, доцент, Высшая школа технологии и энергетики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Аннотация: В докладе рассматривается вопрос о применимомсти исторического понятия «предэллинизм» для периодизации античной философии. Если в истории предэллинизм — это эпоха Ахеменидов, то в философии — это классическая эпоха Сократа, Платона и Аристотеля. Специфика термина предэллинизм заключается в сглаживании противопоставления эллинизма и предшествующей ему эпохи. Аргументом в пользу предэллинизма в философии являются такие сократические школы как киренаики и киники. Кроме того, античная философская классика понятая как предэллинизм позволяет сделать акцент на моральной проблематике в философии данного периода и связать греческую философскую мысль с аналогичными явлениями в других цивилизациях в рамках т. н. «осевого времени».

Ключевые слова: античная философия, древнегреческая философия, киники, киренаики, предэллинизм, эллинизм, осевое время, Аристотель, Платон, Сократ

23.06.2016
Второй день конференции:
Набережная реки Фонтанки, д. 15 (Русская Христианская гуманитарная Академия).

11.00 - 16.45 - секционные заседания (13.45 - 14.15 - перерыв на кофе-брейк).
Секция 1 (ауд. 601). Платонизм в контексте истории средневековой мысли: новые подходы и открытия (модераторы - Маковецкий Е.А., Курдыбайло Д. С.).

Пантелеев А. Д. «Искусство умирать» в античной и христианской традиции

Пантелеев Алексей Дмитриевич, кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории

Аннотация: В докладе предлагается сопоставление античных философских текстов и раннехристианских мученичеств и актов II–III вв. как своеобразных пособий для переживания жизненных невзгод и подготовки к смерти. Христианские тексты предлагают серию «духовных упражнений», которые продолжают античную традицию, но кроме того, содержат и много практических указаний. Незначительные, на первый взгляд, детали в этих сочинениях указывают на то, как христианину следовало вести себя при аресте, в темнице, на допросе и суде и во время казни; кроме того, они дают важные советы для тех, кто остается жить. Чтение мученичеств формировало определенную модель поведения, готовившую человека к прохождению всех этапов этого пути, и предлагало ему легко запоминающиеся и легко воспроизводимые варианты ответов. Точного подражания героям прошлого не требовалось, но следовало проникнуться их отвагой и добродетелями.

Ключевые слова: Пьер Адо, духовные упражнения, раннее христианство, агиография, мученичество, гонения, Римская империя

Тантлевский И. Р. Екклесиаст и Платон о душе

Тантлевский Игорь Романович, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: И. Р. Тантлевский сопоставляет мысли Экклесиаста о душе и ее участи, засвидетельствованные в Эккл. 3:10–11, 21; 7:29, 8:5–7, 11–14, 11:5, 9, 12:3–7, 14, с соответствующими идеями Платона, зафиксированными в его трактатах Алкивиад I, 130c, 133b–c; Горгий, 493a–c; Кратил, 399е, 400с; Федр, 246a–b, 247c, 253c–e; Законы, II, 661b–c.

Ключевые слова: Экклезиаст, Платон, Алкивиад, Горгий, Кратил, античные учения о душе

Литвин Т. В. Парадоксы познания времени у Плотина

Литвин Татьяна Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, Высшая религиозно-философская школа, Санкт-Петербургский христианский университет

Аннотация: Темой представленных тезисов является философия Плотина, в частности седьмая книга третьей Эннеады, посвященная проблеме времени и вечности. Анализируется вопрос о подобии между образом и прообразом, значимый для диалектики происхождения времени. Вопрос рассматривается с учетом общих с Платоном принципов интерпретации рассказа, изложенного в «Тимее».

Ключевые слова: философия Плотина, Платон, неоплатонизм, философия времени, античная диалектика, философия математики, феноменология времени

Маковецкий Е. А. Забытый Босфор: к интерпретации «Картин» Филострата Старшего

Маковецкий Евгений Анатольевич, доктор философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: В докладе обсуждается возможность интерпретации «Картин» Филострата Старшего в качестве, в частности, учебного пособия по искусству памяти. Ключевыми для анализа фрагментами оказываются следующие: I, 30 и I,12-13.

Ключевые слова: «Картины» Филострата Старшего, античная риторика, искусство памяти, образование в Византии

Головин А. А. Синтез гносеологии и антропологии в философии Каппадокийцев (опыт интерпретации)

Головин Алексей Алексеевич, студент, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена

Аннотация: В работе рассматривается теория богопознания каппадокийцев в неразрывной связи её с другими областями философского знания. Выявляется проблематика тождества богопознания и самопознания. Византийская гносеология рассматривается с точки зрения созерцающего субъекта, как лица, осуществляющего в процессе познания не только теоретические операции, но и прибегающего к мистическим практикам, при этом затрагивается вопрос об уникальной значимости самого процесса богопознания для субъекта. Описываются и анализируются основные идеи учения каппадокийцев (идея богопознания, парадигма обожения).

Ключевые слова: антропология, богопознание, гносеология, каппадокийцы, мистика, созерцание, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский

Бирюков Д. С. Усиология Евномия и Григория Нисского в контексте античных логических учений

Бирюков Дмитрий Сергеевич, кандидат философских наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация: В статье обсуждается усиология в учении Евномия и у полемизировавшего с ним Григория Нисского, и в частности приложимость концепта «больше-меньше» к сущности в их доктринах. Показывается, что позиция Евномия близка к той линии неоплатонической философии, где аристотелевский логический принцип неприложимости темы «больше-меньше» к категории сущности отходит на задний план. Позиция же Григория Нисского основана на этом аристотелевском принципе.

Ключевые слова: сущность, привходящее, энергия, иерархия

Гончарко О. Ю. Неплатоновский диалог Порфирия

Гончарко Оксана Юрьевна, кандидат философских наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Филологический факультет

Аннотация: Доклад посвящен диалоговым стратегиям изучения и преподавания логики в рамках античной и византийской греческой логической традиции. Особенное внимание уделяется диалогу Порфирия «Комментарий к “Категориям” Аристотеля» (Εἰς τὰς Ἀριστοτέλους Κατηγορίας κατὰ πεῦσιν καὶ ἀπόκρισιν) [Porphyrii isagoge et in Aristotelis categorias commentarium, in: Commentaria in Aristotelem Graeca 4.1, ed. A. Busse, Berlin, 1887], где в качестве «участниц» и «действующих лиц» диалога выступают Вопрос (ἡ Ἐρώτησις) и Ответ (ἡ Ἀπόκρισις). Предлагается рассмотреть диалог в контексте трех перспектив: в соответствии с платоновской диалоговой традицией; в свете аристотелевской образовательной системы; в его отношении к средневековым диалоговым логическим экспериментам.

Ключевые слова: история логики, античная и византийская греческая логическая традиция

Красса В. А. Онтология и гносеология Дионисия Ареопагита, проблема интерпретации и её виды в контексте новой метафизики

Красса Всеволод Алексеевич, студент, Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена

Аннотация: Статья посвящена проблеме интерпретации Ареопагитского корпуса. Выдвигается тезис о том, что «новая метафизика» наиболее точно раскрывает и поясняет сущность и смысл Ареопагитской метафизики, не превращая ее ни в исключительно неоплатоническое/платоническое, ни в догматическое учение отцов церкви. Свидетельства данной точки зрения можно обнаружить в произведениях самих представителей «новой метафизики».

Ключевые слова: Дионисий Ареопагит, проблема интерпретации, «новая метафизика», апофатическое богословие, диалектика, модальная онтология, гносеология, синергия, мистика, созерцание, Шопенгауэр, Бергсон, Франк, Хайдеггер

Курдыбайло Д. С. О понятии «символ» в сочинениях Климента Александрийского

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич, кандидат философских наук, научный сотрудник, Русская христианская гуманитарная академия

Аннотация: Использование понятия σύμβολον в сочинениях Климента Александрийского остаётся проблематичным, несмотря на немалое число исследований, ввиду существенных разночтений между общим учением Климента о символе и символизме и тем, как оно практически применяется им в различных герменевтических ситуациях, где словоупотребление и обосновывающие его представления сильно зависят от контекста. Для упорядочения разнородного текстологического материала предложено классифицировать символы, во-первых, по их функции, «охранительной», «анагогической» и «манифестирующей»; во-вторых, по культурным контекстам, в которых они встречаются (пифагорейство, древнегреческие мистерии, египетская религия, труды греческих грамматиков); в-третьих, в христианском контексте, где доминирует библейская экзегетика, выделены типологическое, нравственно-увещевательное и собственно символическое употребления. В последнем аспекте подчёркнута роль Логоса, конституирующего природу символа, видимым образом «знаменующего невидимую связь неба и земли». Значительное внимание уделено Климентовой философии языка и лингвистической роли символа. В таком прочтении удаётся разрешить некоторые трудности, традиционно возникающие при прочтении Климента Александрийского.

Ключевые слова: Климент Александрийский, Строматы, Педагог, символ, символизм, аллегория, герменевтика, библейская экзегетика, философия языка, семиотика, история философии, Александрийская школа, доникейское богословие

Туманян Т. Г. Античное философское наследие в социально-политической теории Ибн Сины

Туманян Тигран Гургенович, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, заведующий кафедрой

Аннотация:

Ключевые слова:

Тоноян Л. Г. Логические учения византийских неоплатоников: от Иоанна Филопона до Михаила Пселла

Тоноян Лариса Грачиковна, канд. филос. наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: Работа посвящена проблемам истории византийской логики. Исследуется неоплатоническое логическое учение Филопона и его влияние на логические трактаты Пселла. Рассматривается вопрос об авторстве «Синопсиса» Пселла.

Ключевые слова: Иоанн Филопон, Михаил Пселл, неоплатонизм, византийская логика, учение о гипотетических силлогизмах, взаимодействие византийской и латинской логических традиций

Секция 2 (ауд. 504) Платонизм в политическом, социокультурном и художественном контекстах (модераторы Дорофеев Д.Ю., Михайловский А.В.)

Дорофеев Д. Ю. Образ философа в жизни и в языке: разочарования и предвосхищения (Сократ, Платон, Цицерон)

Дорофеев Даниил Юрьевич, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский горный университет

Аннотация: Выступление посвящено механизмам формирования и восприятия человеческого образа, прежде всего чувственного воспринимаемого облика и языка человека. Докладчик покажет, что визуальная и нарративная составляющие образа могут иметь напряженные, вплоть до конфликтных отношения друг с другом. На примере истории иконографии Сократа, Платона и Цицерона будет выявлено, как нормативно-идеализированные и схематичные ожидания образа предвосхищали его визуальные и языковые проявления, вызывая разочарования.

Ключевые слова: образ, философ, иконография, визуальность, нарратив

Батракова И. А. Идея Платона в эстетике Канта

Батракова Ирина Аркадьевна, кандидат философских наук, доцент, СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Аннотация: Выступление посвящено рассмотрению понятий «идея», «прекрасное», «искусство» в философии Платона и эстетике Канта. Докладчик отмечает преемственность мысли и указывает на развитие этих понятий в философской эстетике Канта. Подчеркивается значимость и актуальность диалектической природы прекрасного у Платона как основание классической эстетической традиции.

Ключевые слова: идея, прекрасное, искусство, кантовская эстетика, диалектика

Трушина М. А. Платон и необходимость визуализации

Трушина Мария Александровна, аспирантка, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: В статье была предпринята попытка прояснить специфику платоновских визуальных метафор и методов. Отношение Платона к визуальности весьма отлично от взглядов его предшественников и даже последователей. Важность роли, которую играют зрение и зрительно воспринимаемые объекты в онтологии и эпистемологии Платона, позволяет нам переосмыслить его привычный образ как мыслителя, всецело преданного области вечных, неизменных и непознаваемых идей, в пользу философа, прекрасно понимающего ценность чувственно воспринимаемого мира не только в деле педагогики, но в процессе познания.

Ключевые слова: визуализация, зрение, умозрение, восприятие, познание, εἶδος, παράδειγμα

Дёмин Р. Н. Платон и мантика в культуре советского андеграунда во второй половине 70-х - начале 80-х годов XX века

Дёмин Ростислав Николаевич, преподаватель, Русская христианская гуманитарная академия, гимназия «Петершуле»

Аннотация: Выступление посвящено описанию практики использования и истолкования текстов Платона в мантических целях в советском андеграунде. Речь идет о практике нескольких слабо оформленных организационно групп, существовавших во второй половине 70-х – начале 80-х годов XX века в Ленинграде. Описание основывается частично на личном опыте, частично на информации, сообщенной другими участниками этих групп. Местами проведения подобных попыток были как частные квартиры, так и Митрополичий сад Невской лавры, Французский ковш на южном берегу Обводного канала, станция «Красные зори», парки Петродворца и Ломоносова. Среди видов практикуемой мантики были библиомантия, ониромантия, пиромантия, спермомантия (по расположению пятен спермы на страницах), гадание с помощью крови из нанесенных себе умышленно порезов и т.п. Время от времени в некоторых группах прибегали к спиритическим практикам, нацеленным на контакт с великим философом. Среди используемых текстов Платона наиболее популярными были диалоги «Федон», «Парменид» и «Тимей», увиденные в контексте одного из важнейших даосских канонов «Чжуан-цзы» и канонов дзен-буддизма. Представляют интерес попытки интерпретации восьми гипотез «Парменида» в свете ба гуа (восьми триграмм) «Чжоу и». В ряде случаев (вслед за неоплатоником Порфирием) количество гипотез рассматривалось как равное девяти, и эти девять гипотез истолковывались как девятиэлементная матрица (цзин) некоторых древнекитайских текстов. Сведения о восприятии и использовании текстов Платона в мантических целях в советское время - одна из интересных страниц мифологии Северной столицы.

Ключевые слова: платоновские тексты, мантика, советский андеграунд, Ленинград, библиомантия, ониромантия, пиромантия, спермомантия, восемь гипотез «Парменида», ба гуа (восемь триграмм)

Михайловский А. В. Когда инженеры становятся платониками

Михайловский Александр Владиславович, кандидат философских наук, доцент, доцент Школы философии Факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Аннотация: В докладе рассматривается вопрос о технике в контексте христианского платонизма. Один из основоположников философии техники, немецкий инженер, политик, католический богослов и публицист Фридрих Дессауэр (1881–1963), отталкивается в своих размышлениях о сущности техники и деятельности инженера от христианского платонизма (августинизма). Для философии XXв. это скорее нетипичный случай. Дессауэр понимает технику как «продолжение творения», creatiocontinua – соответственно, сопоставляет деятельность инженера с Божественным творением. Ввиду такого понимания техники требует осмысления вопрос о соотношении изобретения и открытия. Согласно философии техники Дессауэра, любое изобретение есть открытие «предустановленных» идей или форм с целью нахождения оптимального технического решения. Размышления в этом направлении позволяют поставить или возобновить ряд важных вопросов: каков онтологический статус техники? что означает допущение существования идей искусственных вещей (артефактов)? как выглядит мир, где инженер становится Демиургом? может ли «технологический платонизм» помочь в решении апорий технической рациональности?

Ключевые слова: Фридрих Дессауэр, христианский платонизм, философия техники, идеи и артефакты, инженерия

Касл Л. Л. Методы, формы и функции диалога в обучении

Касл Лилия Леонидовна, профессор университета Шаминэйд (США)

Коротков Д. М. «Гиппий Больший» – диалог о смехе, золоте и двойниках

Коротков Дмитрий Михайлович, кандидат философских наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: Известный в качестве диалога о прекрасном самом по себе, «Гиппий больший» заставляет нас ожидать ответа на вопрос о своем предмете. Отсутствие ответа не означает его отсутствие у Платона, но говорит о невозможности его предъявления посредством наличного языка.

Ключевые слова: смех, золото, двойник, софистика, язык

Ноговицын О. Н. Теории повествования Платона и Аристотеля и античное понятие истории

Ноговицын Олег Николаевич, кандидат философских наук, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, заместитель директора Научно-образовательного центра проблем философии, религии, культуры

Аннотация: В докладе рассматривается противоречивая соотнесённость теорий повествования Платона и Аристотеля. Подробно представлен проблемный контекст, в котором Платон отдаёт приоритет так называемому «чистому повествованию», а Аристотель – трагедии; этические, политические и эстетические основания данного противоречия. Выделяется специфика античного представления об истории, способов и смыслов освоения её собственной фрагментарности в различных моделях понимания повествования, как приведения случайности событийного ряда к осмысленной, упорядоченной целостности.

Ключевые слова: повествование, противоречие платоновской и аристотелевской теорий повествования, античное понятие истории

Арамян А. А. По ту сторону неистовства

Арамян Александра Арамовна, студентка, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: В докладе мы обращаемся к четырем типам неистовства, выделенными Платоном. Показывается отличие любовного неистовства от пророческого, ритуального и мусического. Далее мы демонстрируем разницу между пониманием экстаза в Античности и в ХХ веке. Четыре линии размышлений связывают искусство и неистовство: пророческое-кинематограф, ритуальное-музыка, творческое-скульптура, любовное-живопись.

Ключевые слова: неистовство, экстаз, истина, пророчество, ритуал, музы, любовь, искусство

Светлов Р. В. Чем измерять воздержание? Идеи аскезы и портреты античных философов.

Светлов Роман Викторович, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра истории философии.

Аннотация: Аскетические идеи античных философов (особенно эпохи эллинизма и Поздней Античности) далеко не всегда получают привычное нам зрительное выражение в их портретах, дошедших до нас от Римской эпохи. В докладе поставлен вопрос о том, насколько наши представления о визуальном выражении аскетики могут быть соотнесены с античными.

Ключевые слова: Аскетика, портреты античных философов, неоплатонизм.

Секция 3 (ауд. 406). Платонизм в истории русской философии и науки (модератор Тихеев Ю.Б.)

Осипов И. Д. Платон в русской философии права

Осипов Игорь Дмитриевич, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, зав. кафедрой истории зарубежной философии

Аннотация: Философия Платона играла важную роль в развитии русской философии права. К его философии права обращались К.А. Неволин, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, Н.М. Коркунов, Е.Н. Трубецкой, П.И. Новгородцев, С.Л. Франк, И.А. Ильин для обоснования своих идей. Существовали нескольких тем, которые привлекали русских мыслителей в философии права Платона. Первая-это вопрос о моральных основаниях государства и права. И вторая тема-это концепция идеального государства Платона, которая соотносилась с христианским и научным пониманием сущности государства. В этой связи философия права Платона включалась в контекст развития мировой истории философии права.

Ключевые слова: русская философия права, моральные основания государства и права, идеальное государство

Ряполов С. В. «Введение в философию» Василия Николаевича Карпова и формирование оригинальной русской философской традиции

Ряполов Сергей Владимирович, аспирант, Воронежский государственный университет

Аннотация: В статье, посвященной, наступившему в прошлом, 2015 г., 175-летнему юбилею публикации работы В.Н. Карпова «Введение в философию», изданной в Санкт-Петербурге в 1840 г., рассматриваются воззрения русского философа, переводчика, писателя, профессора Санкт-Петербургской духовной академии В.Н. Карпова, оказавшего значительное влияние на формирование русской оригинальной философской мысли. Идея синтетизма, сформулированная В.Н. Карповым на страницах «Введения в философию», по-видимому, была продолжена в рамках метафизики всеединства В.С. Соловьева.

Ключевые слова: история русской философии, русская религиозная философия, русская духовно-академическая философия, метафизика, теория познания, русский метафизический персонализм, синтетизм, В.Н. Карпов, архимандрит Феофан (Авсенев), В.С. Соловьев

Коробов-Латынцев А. Ю. Место платонизма в проекте русской философии Дмитрия Веневитинова

Коробов-Латынцев Андрей Юрьевич, преподаватель, Воронежский государственный университет

Аннотация: Текст посвящен рассмотрению проекта русской философии у Дмитрия Веневитинова. Веневитинов ставит задачу создания оригинальной русской философии и оригинального русского философского языка. Для этого русской мысли необходимо войти в античный философский дискурс и самостоятельно разрешить те противоречия, те философские проблемы, которые разрешались древними греками. Тем самым откроются новые горизонты мышления и будут возможна оригинальная русская философия.

Ключевые слова: Платон, платонизм, античность, Д.В. Веневитинов, русская философия, русский философский язык

Шахнович М. М. Е.Г. Кагаров и мнение Платона о двух типах мифологии

Шахнович Марианна Михайловна, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, зав. кафедрой философии религии и религиоведения

Аннотация: В докладе рассматривается оригинальная концепция мифологии, предложенная профессором Е.Г. Кагаровым (1882-1942), развивающая мнение Платона о двух типах мифов.

Ключевые слова: миф, религия, Платон, этическая религия, классификация мифов, Е.Г. Кагаров

Тихеев Ю. Б. Ранний Лосев: путь к Платону

Тихеев Юрий Борисович, кандидат философских наук, доцент, Московский физико-технический институт (Государственный университет)

Аннотация: В наши дни Лосев единодушно признается самым выдающимся русским исследователем Платона, однако его путь Платону был относительно долог и тернист. В начале своей научной карьеры Лосев предстает горячим поклонником В.С. Соловьева. Тем не менее в его раннем исследовании платоновской терминологии практически нет философии, и только предприняв попытку понять Платона с филологической точки зрения, он сменил ее на философскую. Ближе к середине 1920 гг. Лосев сумел преобразовать приобретенные к тому времени философские впечатления в три «главных метода философии», которые он и приписал Платону. Несмотря на то, что все эти методы (феноменологический, трансцендентальный, диалктический) были связаны с именами современных философов (Гуссерля, Когена, Гегеля), Лосев обнаруживал их использование в диалогах. Позднее к этим трем методам были добавлена теория символа и мифа, почерпнутая из некоторых работ Флоренского и Кассирера. И наконец, все его усилия понять Платона результировались в так называемой типологии, в которой были собраны все известные подходы в этой области.

Ключевые слова: Платон, Лосев, Соловьев, Гуссерль, Коген, Гегель, Флоренский, Кассирер, феноменологический метод, трансцендентальный метод, диалектический метод, символ, миф, филологический подход, платоническая терминология, философский подход

Щедринова О. Н. Путешествие души или эманация Платона в метафизических потоках высокого искусства

Щедринова Оксана Николаевна, преподаватель, Государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация: В работе рассматривается явление эманации основных положений учения Платона о душе в художественном творчестве представителей разных видов искусства разных времен. Результаты исследования позволяют утверждать, что учение Платона, оставаясь современным для любой исторической эпохи, явно или косвенно присутствует во всех выдающихся произведениях искусства.

Ключевые слова: эманация идей, Платон, творчество, литература, живопись, душа, Рафаэль, Крамской, Иисус Христос, Дева Мария

Секция 4 (ауд. 321). Метафизика и антропология платонизма (модераторы Романенко Ю.М., Никоненко С.В.)

Романенко Ю. М. Диалектика пищи у Платона и её исторические рецепции

Романенко Юрий Михайлович, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: Работа посвящена прояснению вопроса о том, почему в философских текстах Платона категория пищи, практически, оказалась фигурой умолчания. Рассматриваются и анализируются те редкие фрагменты, в которых Платон касается этой темы, описывая ее языком метафор, мифологических уподоблений и намеков, истолкование которых требует применения нестандартных герменевтических приемов реконструкции. Молчание Платона по данной теме является «говорящим», и оно говорит о диалектике материального и идеального, суть которой заключается в обратимых переходах процессов питания тела и вос-питания души. В последующей истории, начиная с Аристотеля, понятие пищи, балансируя между концептом и метафорой, приобретает более откровенно выраженный философский статус.

Ключевые слова: Платон, онтология, познание, диалектика, воображение, пища, история, миф

Дробышев В. Н. Трансцендентно ли мистическое?

Дробышев Виталий Николаевич, кандидат философских наук, докторант, Русская христианская гуманитарная академия

Аннотация: Статья посвящена различению апофатической и религиозной мистики, а также обоснованию понятия трансцендентного как сугубо религиозного.

Ключевые слова: апофазис, вера, мистика, негативная теология, неоплатонизм, экзистенция

Зеннхаузер В. О практическом значении платоновского идеализма

Зеннхаузер Вальтер, преподаватель, Русская христианская гуманитарная академия (Россия, Швейцария)

Аннотация: В данной статье автор исследует тему практического значения философского идеализма. Целью статьи является обоснование двойного тезиса: единственное назначение философских идеалов состоит в успешном решении реальных, практических вопросов человеческого существования, и идеалы действительно выполняют свое назначение; чтобы показать это, автор рассматривает ряд примеров из истории науки и политики.

Ключевые слова: идеализм, реальность, практика, Галилей, Цвингли

Никоненко С. В. Платоновский эйдос в контексте эпистемологии возвышенного опыта

Никоненко Сергей Витальевич, доктор философских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии

Аннотация: В настоящей статье рассматривается эйдос Платона в интерпретации эпистемологической теории возвышенного опыта (Д. Дэвидсон, Н. Гудмен, Х. Патнэм, Х. Уайт, Дж. Серл, А. Данто, Ф. Анкерсмит), взятой в авторской версии. В работе приводятся аргументы в защиту двух тезисов:
1. Платоновский эйдос нельзя понять без символической точки зрения;
2. Современная эпистемология не оделяет эйдос от его восприятия в особом опыте, следовательно, онтологический статус эйдоса существенно изменился.
В суждениях об искусстве ранний и средний Платон выступает основоположником теории чистого символизма. В ней не присутствует четкого разделения на концептуальное и символическое определения. Поздний Платон стремился ограничить влияние символизма на свою концепцию, поставив на первый план чистый интеллектуализм. Сотворив эстетический символизм, поздний Платон признал его заблуждением, особенно опасным в политическом смысле. Платон усматривает несовместимость оснований концептуализма и символизма, принося последний в жертву ради последовательности и цельности своей системы.
Эйдос автор понимает как прекрасную, возвышенную и совершенную форму. Существенных отличий от Платона два. Первое заключается в том, что за эйдосами признается только культурное бытие; они не существуют как «мировые» сущности, как некий изначально сущий «мир». Второе отличие заключается в том, что эйдосы трактуются как изменчивые формы. Сами по себе эйдосы суть объективная реальность, но они представляют собой часть культурной, символической реальности и отдельно от человека невозможны. По мнению автора, затруднительно доказать, что вещи изначально имеют эйдетическую природу вне опыта и культуры.

Ключевые слова: онтология, теория познания, Платон, эйдос, идея, опыт, символ, искусство

Рохмистров В. Г. Федон, или To be or not to be?

Рохмистров Владимир Геннадиевич, Русская христианская гуманитарная академия

Аннотация: Платон в диалоге «Федон» высказывает категорический запрет на самоубийство. Для участников диалога Платона этот запрет совершенно очевиден. Тем не менее в последующие века вплоть до сегодняшнего времени многие читатели этого диалога воспринимают пример смерти Сократа как самоубийство и как образец достойного ухода из жизни истинных философов. Однако понимание истинного смысла диалога «Федон» связано с восприятием смерти Сократа не как самоубийства, а как казни.

Ключевые слова: Платон, Федон, смерть Сократа, самоубийство

Протопопов И. А. Проблема бессмертия души в философии Платона и Плотина

Протопопов Иван Александрович, доктор философских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Аннотация:

Ключевые слова:

Бахарь С. А. Проблема индивидуального бессмертия в философии Платона

Бахарь Спиридон Александрович, аспирант, Русская христианская гуманитарная академия

Аннотация: Доклад посвящен проблеме индивидуального бессмертия души в философии Платона. В связи с этим рассматривается проблема существования единичных предметов. Определяется природа индивидуальной души. Выявляются и сопоставляются формы ее существования, зафиксированные в философии Платона. Предлагается вариант решения дискуссионной проблемы индивидуального бессмертия.

Ключевые слова: Платон, душа, индивидуальность, бессмертие

Королев В. А. Щит Сократа: К феноменологии эпического

Королев Всеволод Анатольевич, студент, Русская христианская гуманитарная академия

Аннотация: После того как прозвучали обвинительные речи, платоновский Сократ признаётся: его противники говорили столь убедительно, что он чуть было не забыл сам себя. Можно сразу припомнить еще одного героя, которого постоянно подстерегает опасность амнезии — это Одиссей. Забывший себя никогда не сможет вернуться домой, ибо где его дом? Забывший себя теряет возможность быть узнанным, и вот уже Филоктет Софокла молит Неоптолема, чтобы тот вновь стал самим собой.
По словам М. Элиаде, в индоарийском племени бхилов существует любопытный метод лечения. Прежде всего остального лекарь чертит около постели больного мандалу — imago mundi — отражение истинного мира. Гармоничность подлинного бытия передается больному, испытывающему в ней недостаток, что позволяет ему вступить в схватку с болезнью. С точки зрения эпического, отражение есть не зеркало, навеки обреченное творить лишь жалкие подобия, но щит, с помощью которого болезнь отражена. Элиаде умалчивает о том, что происходит после выздоровления. Но вероятно, больной должен принести благодарственные жертвы богам, позволившим ему припомнить необходимое и вновь обрести себя.
Описанный выше сюжет есть лишь один из многих, коренящихся в эпическом. Эпическое как парадигма сознания несводимо к эпосу, хотя и немыслимо без него. В нашей статье мы постараемся раскрыть некоторые аспекты философского эпоса Платона, героем которого является Сократ. Это тот напев, который не следует забывать желающим понять Платона. Другие подходы этим не отменяются, но обогащаются.

Ключевые слова: Платон, Сократ, Гомер, Гесиод, эпос, феноменология эпического, герменевтика, поэтика, миф, логос

Мурский В. В. Три части души из платоновского «Государства» и три образа мыслей из «Системы учения о нравах» И. Г. Фихте

Мурский Вадим Вячеславович, кандидат философских наук, Русская христианская гуманитарная академия

Аннотация: Доклад посвящен сравнению систем уровней нравственного сознания, изложенных Платоном в его «Государстве» в виде учения о трех частях души и И. Г. Фихте в «Системе учения о нравах» в виде учения о трех образах мыслей. У Платона уровни нравственного сознания описываются как вожделеющая, гневающаяся и рассудительная части души, У Фихте, соответственно, как подчиненный чувственному побуждению, действующий согласно слепому влечению к свободе и чисто нравственный образы мыслей. При всем различии учений Платона и Фихте можно заметить почти полное тождество в описании ими уровней нравственного сознания. Различия касаются постулирования постоянства соответствующих частей души в различных нравственных характерах у Платона и непременного требования достижения чисто нравственного уровня для всех.

Ключевые слова: Платон, Фихте, нравственное сознание, душа, побуждение, свобода

17. 00 Актовый зал
Лекция профессора Дитмара фон дер Пфордтен
зав. кафедрой социальной философии и права Юридического факультета Университета Гёттингена / Германия
О начале "Государства" Платона

Prof Dr. von der Pfordten
Über den Anfang von Platons Politeia

Актовый зал: 18.00- 19.00
Презентация изданий Платоновского философского общества, подведение итогов конференции.

 

 


 

© Платоновское общество, 2016 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ