«Наше» и «твоё» в 4 речи Григория Назианзина против императора Юлиана: позднеантичная пайдейя между христианством и неоплатонизмом*
В докладе на примере 4 слова Григория Назианзина рассматривается проблема присвоения наследия эллинистического образования. Пайдейя, которую император Юлиан объявил собственностью язычников, Григорий стремится сделать общим культурным достоянием. Для этого он относит её не к сфере религии, а к сфере языка. Таким образом, он секуляризирует позднеантичную пайдейю, но в то же время лишает её религиозного основания, наделяя исключительно инструментальным значением. Боги для Григория уже не реальные сущности, а метафоры и аллегории. С точки зрения автора доклада, такой подход, принятый и другими христианскими богословами, привёл к упадку не только классической пайдейи как образовательной системы, но и язычества в целом. Языческий платонизм под влиянием этого взгляда трансформировался в христианский платонизм.
пайдейя, эллинизм, Юлиан, Григорий Назианзин, неоплатонизм, христианизация
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-01243, «Формирование понятийно-категориального аппарата восточно-христианской философской и теологической мысли в III–IV веках».