Возможные терминологические корреляции в описании космогенеза в «Тимее» и в креационистских и эманационно-эмерджентных теолого-философских системах средневековых еврейских мыслителей*
Анализируя космогонические представления, отраженные в «Тимее», докладчик, главным образом останавливается на концепции мироздания как «отпечатка» (ἐκμαγεῖον, также: «оттиск»; Платоном употребляется и термин ἐκτύπωμα, «(рельефный) отпечаток»), «отпечатанного» богом-демиургом соответственно «первообразу» (τὸ παράδειγμα; досл. «модель») (см., напр.: 39е–40а, 50c–51b, 92с и др.). Данная платоновская метафора могла в отдельных аспектах оказать влияние на становление ряда креационистских и эманационно-эмерджентных теолого-философских учений средневековых еврейских мыслителей. В частности, в еврейской средневековой философской литературе засвидетельствована неоднократно встречающаяся корреляция глагола ṭāḇaʿ («отпечатывать», «делать оттиск», «отчеканивать») и однокоренного существительного ṭeḇaʿ (первоначально: «чекан на монете»; нечто формируемое: «элемент», «существо», но также и само «вещество»; позднее: «естество», «природа»). Во многих контекстах в термине ṭeḇaʿ, употребляемом в значении «природа», имплицитно выявляется и его корневое значение — «отпечаток». Вследствие этого понятие ṭeḇaʿ истолковывалось — мир как «отпечаток», resp. Вселенная в процессе ее «отпечатывания» Богом. Глагол ṭāḇaʿ использовался средневековыми еврейскими философами не только в активных, но и в пассивных породах, в частности, в сочетании с существительным ṭeḇaʿ — со значением «природа отпечатанная».
*«Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект№ 17-18-01295)»; Санкт-Петербургский государственный университет.
This research was carried out thanks to the funding of the Russian Science Foundation (project № 17-18-01295); Saint-Petersburg State University.