Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

The Universe of Platonic Thought
Универсум платоновской мысли

27th International Conferecne  ·  XXVII Международная конференция
28 June 2019   St Petersburg, Russia  ·  28 июня 2019   Санкт-Петербург, Россия

Лисович Инна Ивановна, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заместитель начальника отдела основных и дополнительных образовательных программ; Московский гуманитарный университет, профессор, доктор культурологии, канд. филол. наук

Философ на троне? Репрезентации образа правителя в европейской культуре раннего Нового времени

В христианской традиции идеальными царями были Давид, Соломон и Христос. В Средние века они были важны для репрезентации идеального монарха как наместника Бога, христианского воина, судьи и целителя. Они владеют не только знанием и верой, но и мудростью. В раннее Новое время античный идеал человека и гражданина повлиял на гуманизм и философию, он также породил полемику о природе и формах власти. Дискурсы об идеальном правителе опирались на такие авторитетные тексты, как «Государство» Платона, «Политику» Аристотеля и Библию.
     Ренессансная мода на коллекционирование античного искусства и диковин из Нового света, гуманистические штудии и восстановление утраченных искусств стали занятием не только гуманистов, но и монарших особ. Правители Европы уже не ограничивались патронажем, они сами увлекаются новым знанием и желают заниматься новой философией. И важнейшую роль в этом процессе сыграло «Государство» Платона. Конечно, монархи не отказались от своего христианского долга воина, судьи и защитника. Но возникает вопрос – что занятия новой философией давали трону?
     Можно выделить как реальных правителей, так и вымышленных, образы которых мы можем найти в искусстве. Славу королей-покровителей искусствам обрели императоры Священной Римской империи Максимилиан I, Карл V, а Рудольф II получил прозвище германского Гермеса Трисмегиста за поиски философского камня. Под патронажем королей Европы основываются научные институции нового типа: Королевский колледж (Франциск I), Ураниборг (Фредерик II), Лондонское королевское общество (Карл II), Академия наук (Людовик XIV).
     Образы философов-правителей как реальных, так и вымышленных появляются в искусстве. Это парадные портреты вышеупомянутых монархов и образы властителей в литературе. Как правило, владение знанием рассматривалось как способ увеличить власть монарха (например, герцог Миланский Просперо У. Шекспра). Но встречаются и более сложные репрезентации, где знание противопоставлено воинской силе. Например, в образе Тамерлана К. Марло игнорирует факты, свидетельствующие о знатном происхождении хана, который увлекался теологией, искусствами и науками. В пьесе «Тамерлан великий» перед нами дикий властный пастух-воин, это маккиавелист, презирающий нормы чести, призванный завоевать весь Восток.


новая философия, раннее Новое время, идеал правителя, «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «Государь» Н. Макиавелли, парадные портреты королей, К. Марло, У. Шекспир


© Платоновское общество, 2019 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ