Античный скепсис, элементы которого замечены у Сократа и Платона, у скептиков объективно вел к переосмыслению потенциала знания и опыта, и мнения о человеке. Для пайдейи после Сократа характерен тезис о самопознании в пределах полисных идеалов. Соединение личного и общественного осуществил Цицерон, образовательный идеал которого был нацелен на humanitas и universalis, на синтез знания о человеке и образования. В XVII веке Я. А. Коменский, основываясь на сомнении, дополнил эмпирическое знание эпистемическим.
Коменский, Платон, Сократ, Цицерон, пайдейа, скептики, сомнение
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ по проекту № 19-011-00349 «Скептическая традиция в античном платонизме» и по проекту № 19-013-00940/19 «Эвристический потенциал философско-образовательного проекта Я. А. Коменского». (This article is a result of the research project Skeptical tradition in antique Platonism, project number: 19-011-00349 and Heuristic potential of the philosophical and educational project of Ian Amos Komensky, project number: 19-013-00940, which were supported by the Russian Foundation for Basic Research).