Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

The Universe of Platonic Thought
Универсум платоновской мысли

27th International Conferecne  ·  XXVII Международная конференция
28 June 2019   St Petersburg, Russia  ·  28 июня 2019   Санкт-Петербург, Россия

Синицын Александр Александрович, Русская христианская гуманитарная академия, заместитель декана Факультета мировых языков и культур, доцент; Санкт-Петербургский государственный университет, Институт философии, канд. истор. наук

Платон о занятиях историей и первых историках (prolegomena)*

Время жизни Платона совпадает с эпохой расцвета древнегреческой историографии в целом, и аттической, в частности. В V и IV вв. до н.э. в Афинах творили многие авторы «историй» и «генеалогий». Платон был младшим современником афинского историка Фукидида; из того же окружения, что и Платон вышел Ксенофонт — философ, полководец и автор нескольких исторических и историко-биографических сочинений. Их обоих — Ксенофонта и Платона — больше занимает не минувшее, а актуальное настоящее, как и Фукидида, описавшего историю великой войны, участником которой был он сам.
     В докладе рассматривается не платоновская историософия или взгляды Платона на историю развития форм государственного устройства, а ставится вопрос об отношении основателя Академии к ремеслу историка, предмету и назначению его разысканий, то есть смыслу занятий историей. На материале диалогов Платона исследователи обсуждают исторические предания афинского неомифолога об Атлантиде, об идеальном государстве, миф о вечном возвращении, и проч.; говорят о наличии у Платона специфической концепции истории, о связи истории с воспитательной программой Платона. Однако основателя Академии нельзя назвать rerum scriptor, не был он и «фанатом истории»; его философский взгляд умаляет прошлое и настоящее во имя вечного.
     Платон использует в своих сочинениях слова ἱστορία, ἱστορικός в значении «знание, наука», например: Phaedo 96a; Phaedr. 244c; Cratyl. 437b; Soph. 267e. В докладе проводится анализ одного известного пассажа из «Гиппия Большего», где знаменитый софист Гиппий, прибывший в Афины из Элиды, признается Сократу в своей способности доставлять удовольствие простоватым и суровым лакедемонянам, которые любят слушать всякие рассказы о древностях (πάσης τῆς ἀρχαιολογίας ἥδιστα ἀκροῶνται, Plato Hippias major 285d–e). Платоновский герой Сократ насмехается над тем, что Гиппий кичится своей мнемоникой (τὸ μνημονικόν) — способность моментально запоминать и удерживать информацию. Исторические рассказы философ сравнивает с детским желанием слушать старушечьи сказки (286а).


Платон, история, историки, Plato Hippias major 285d–e, философия, мифология, Фукидид, Ксенофонт, Гиппий, Гекатей, Ферекид, Гелланик, «Генеалогии»


*Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-09-00022а «“Праотцы истории”: древнейшие представители античной исторической науки».
The research was carried out thanks to funding of Russian Foundation for Basic Research, project 19-09-00022а “‘Forefathers of history’: The oldest representatives of ancient historical science”.


© Платоновское общество, 2019 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ