НАЗАД К СПИСКУ
ПУБЛИКАЦИЙ
ПУБЛИКАЦИИ
УЧАСТНИКОВ ПЛАТОНОВСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА
Смагин Ю.Е.
Б. Мандевиль о
природе аффектов
В новоевропейской философии XVII-го века учение об
аффектах получило серьезную и тщательную разработку в систематизированном
рассмотрении природы страстей в философии Т.Гоббса и Б.Спинозы. Бернард
Мандевиль (1670-1733) был их последователем и считал аффекты сущностью
человека. Подобно взглядам Спинозы он рассматривал аффекты (affectus – страсть,
душевное волнение) как такие состояния тел, которые или усиливают, или,
наоборот, ослабляют способности тела к действию и управляют им независимо
от желания человека. Необходимо отметить, что именно в природе аффектов
Мандевиль рассматривал характер неизменности самой природы человека, а
также условий жизнедеятельности людей. В своих комментариях к
«Возроптавшему улью» Мандевиль дает характеристику многим человеческим
аффектам. Это – стыд, гнев, страх, гордость, зависть, любовь,
ревность, надежда, жалость, испуг и др. Он тщательно изучает данные аффекты
человека, даёт им определения, обозначает симптомы и приводит всевозможные примеры.
По его мысли все аффекты непосредственно или же
опосредовано, а это заложено самой природой, содействуют самосохранению
человека, при этом конечной целью является человеческий эгоцентризм, или
«себялюбие». Для заботы о себе, в представлении Мандевиля, в самом человеке
заложены механизмы, называемые желаниями, т.е. либо они понуждают человека
стремиться к тому, что предоставит ему определённое удовольствие, либо
избежать того, что, наоборот, может вызвать неудовольствие. Поэт-философ
показывает каким образом происходит взаимодействие аффектов друг с другом,
как более сильный аффект подавляет менее сильный, и опять же с целью
«удовлетворить» человеческий эгоизм. В представлении Мандевиля человек
словно бы соткан из противоречий аффектной природы, а потому необходимо
обозначить аффекты, которые в своей совокупности составляют сложные. Особое
внимание уделяется рассмотрению как сложные аффекты «разлагаются» на
составные части и утверждается, что весьма трудно понять причину, или же
побудительный мотив поступков, которые проявляются в результате
взаимодействия аффектов.
Важное значение в его концепции аффективной природы
человека имеют такие понятия, как «благовоспитанность» и «добродетель».
Первое полагает некую скрытность собственных аффектов, преимущественно гордость
и себялюбие. И всё это для того, чтобы полнее удовлетворить проявления этих
аффектов. Иными словами, воспитанный человек в незначительной степени
подавляя аффект того, что в обществе считается следствием гордости, в конце
концов, получает его полное удовлетворение. Если бы такие аффекты, как
тщеславие или вожделение проявлялись открыто в своём естественном
состоянии, тогда бы они оказывали самое негативное и разрушительное
воздействие на общество. Но хорошее воспитание даёт возможность скрыть эти аффекты,
т.е. делает их приемлемыми для людей и при этом не лишает их наслаждений,
получаемых от их удовлетворения. Второе понятие – добродетель –
прежде всего, связано с подавлением аффектов. Однако это выражается не с
подавлением одного аффекта другим, а с преодолением аффектов в стремлении
делать благо другим людям и приносить добро. Тем не менее данное
устремление основывается на таких аффектах как стыд и гордость; именно в
них Мандевиль видит начало многих добродетелей. Стыд проявляется в чувстве
собственной недостойности. В этом состоянии человек падает духом и страстно
желает быть словно бы невидимым. Но, удовлетворив своё тщеславие, он в
гордости торжествует. И здесь человек уже в другом состоянии: бодрость духа
и стремление, чтобы весь мир мог видеть и «понимать» его.
Изучение природы аффектов было направлено на создание
системной и целостной теории психической жизни человека. Основное в данном
учении – это выявление значения и роли аффектов в социальной жизни
людей. Для того, чтобы сделать общество преуспевающим и могущественным
необходимо «воздействовать» на аффекты людей. При условии если такого не
происходит, тогда общество пребывает в неразвитом и плачевном состоянии. Но
когда происходит данное воздействие на аффекты людей, тогда общество
находится в благостном и процветающем состоянии.
Если классическому идеалу благоразумия соответствовало
настоятельное требование «борьбы» с аффектами как негативными проявлениями
в человеческой природе и на призыве в умеренности их проявлений
(Аристотель, стоики); если в Средние века христианская аскеза была
направлена на подавление аффектов, поскольку их проявления ослабляют
понимание греховности; тогда лишь в эпоху Возрождения и Нового времени были
открыты и показаны положительные стороны аффектов. Утверждалось, что без
проявлений сильных аффектов невозможно творческого начала человеческой
природы.
Мандевиль утверждает, как это и не парадоксально звучит, ─ и это его основной тезис, ─ не лучшие и положительные качества определяют человека как общественное существо, а наоборот, самые низменные пороки и побуждения делают людей благосостоятельными,
а общество – богатым, процветающим и могущественным. «Пороки частных
лиц – блага для общества».