С. П. Лебедев
Идеализм: история и логика генезиса
Предисловие
Введение: основные исследовательские установки и рабочие понятия
1. Философия как форма разумного опосредования действительности
Начало философии
Дискуссия о причинах появления философии
Причины и условия появления философии
2. Предпосылки возникновения античного идеализма
3. Складывание основ физической исследовательской программы
ЧАСТЬ I. ГЕНЕЗИС ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА. ЖИВОЙ ОБЪЕКТИВНЫЙ ЛОГОС
Глава 1. Чувственно-умозрительная созерцательность и наивно-материалистическое мышление. «Старшие» физики
1. Интуиция живого космоса. Милетская школа
2. Бог как число и мир как счет. Количественный логос в пифагореизме
Учение о числе
Пифагорейская психология
3. Предчувствие «логического» в учении Ксенофана Колофонского
4. В начале было противоречивое слово... (Гераклит Эфесский)
Учение о душе и познании
Глава 2. Феномен умозрительного
1. Отвлеченный логос. Явление чистой мысли в элейской школе
2. Сюрпризы беспредметного мышления
3. Значение элейской школы для судеб философии
Глава 3. Формирование физической исследовательской
программы
1. «Младшие» физики. Генезис аналитического метода
2. Атомистический принцип в физике
3. Квалитативная редукция Эмпедокла
4. Анаксагоров принцип беспредельной разложимости сущего
5. Кризис физики и возникновение софистической философии
ЧАСТЬ II. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ. СУБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ЛОГОСА И НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПАРАДИГМЫ
Глава 1. Софисты
1. Софистика как продолжение и отрицание физики
2. Основные принципы софистического философствования
3. Слово как деятельность, производящая иллюзию
Общие положения
Учение о познании
Учение о целесообразной практической деятельности
Красноречие
Природа и искусство
Значение софистики
Глава 2. Философия Сократа
1. Попытка преодоления софистики средствами софистики
2. Сократические школы — софистическое продолжение сократовского учения
Киренская школа
Киники
Мегарская школа
3. Логическое место философии софистов
ЧАСТЬ III. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА
Глава 1. Учение о знании
1. Формы познавательной деятельности
Глава 2. Учение об идеях
1. Формирование учения об идеях
2. Идея, слово, вещь
Постановка проблемы
Идея и слово
Идея и вещь
Идея сама по себе. Сущность и явление. Явление вместо видимости
Глава 3. Учение Платона о началах
1. Учение Платона о началах истинного
Единое
Возможности единого как первоначала
Смена исследовательских установок
Благо как первоначало
2. Учение Платона о началах «мнимого»
Постановка проблемы
Восприемница. Понятие «место». Восприемница как место
Отношение «неразумной причины» к чувственно воспринимаемым вещам
Бесформенность восприемницы
Восприемница и абстрактно-логическое мышление
Восприемница и вещество
Восприемница как пространство
Восприемница есть пространство «без размерностей»
Восприемница как сила
Глава 4. Конфликт исследовательских программ
1. Восприемница и плоскостные атомы
2. Восприемница и ум
Глава 5. Единство противоположных начал сущего
1. Учение об универсуме
Творец и космос в платоновском «Тимее»
Душа как метафизическая реальность и методологическое понятие
2. Проявление платоновского идеализма в учении о человеке и обществе
Учение о переселении душ
Состав души и учение о добродетели
Объективация души. Учение о государстве
3. Значение Платона
ЧАСТЬ IV. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ И ЗАВЕРШЕННЫЙ ИДЕАЛИЗМ.
ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Глава 1. Предпосылки философии Аристотеля
1. Метафизические предпосылки аристотелевской логики
2. Логические предпосылки аристотелевской метафизики
Глава 2. Учение о сущности
1. Первоначальное понимание сущности и ее свойств
2. Материальное начало сущностей
3. Суть бытия вещи: эйдетическая (формальная) причина
4. Суть бытия как деятельность
5. Проблема устройства сложной сущности
6. Возможность и действительность
7. Суть бытия как целевая причина
Целевая форма причинности
8. Эйдос — тождество противоположностей
Глава 3. Виды сущностей
1. Учение об уме
2. Учение о душе
3. Учение о природных сущностях
Преходящие сущности
Вечные сущности
Сущность неподвижная и неприродная
4. Значение аристотелевского учения о сущностях
Проблема возникновения сложных сущностей
Аристотель и платонизм
Глава 4. Прикладное значение аристотелевского идеализма. Энтелехийное устройство человеческой деятельности
1. Благо как удовольствие
2. Энергийное единство добродетели
Вместо заключения
1. Идеализм, его историческое место и значение
2. Содержание и значение понятия «идея»
3. Методологическое значение идеализма. Создание новой исследовательской программы
Литература
|
|
|