НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
МАТЕРИАЛЫ 1-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ с. 37
В. Г. Рохмистров
ВКУС ДОБРОДЕТЕЛИ
Главная и величайшая мысль Аристотеля, запечатленная в "Никомаховой этике",
состоит в следующем. Если только человек поймет, что лишь постоянное следование во всем
уму способно привести к состоянию, когда ему нечего будет стыдиться в прошлом и бояться
в будущем, т. е. к действительному, по мнению Стагирита, счастью, то он никогда уже более
не пойдет против своей совести, а относясь также и к своим друзьям, будет иметь истинных
друзей и т. д. Таким образом, стоит только понять этот главный принцип всякого своего
действия в жизни, как все остальное автоматически приложится и - человек будет
счастлив, поскольку будет обладать полным внутренним миром и согласием с самим собой.
И в этом смысле основная задача всякого воспитания сводится к тому, чтобы
соответствующим образом реагируя на благородные и постыдные поступки, с детства
приучать воспитанника стремиться к совершению добродетельных и избеганию
недобродетельных поступков. И если ребенок и раз и другой вкусит ощущение торжества от
своего добродетельного деяния, то он и в своей взрослой жизни будет стремится постоянно
испытывать этот "вкус добродетели", единственно настоящее и полноценное ощущение
счастья. Более того, " быть рассудительным, не будучи добродетельным, невозможно"
(1144b)! (курсив наш. - В. Р.). Здесь заключена самая главная идея этики Аристотеля.
Он считает, что правильное понимание неизбежно приводит к добродетельному образу
жизни, и если человек не стремиться к добродетели, значит он недостаточно рассудителен и
не в состоянии отличить действительного блага от мнимого.
Таким образом, Аристотель как бы отвечает Платону: для того чтобы стать
добродетельным нужно и в самом деле немало потрудиться. Однако главный труд состоит в
воспитании мужества (недаром он отводит рассмотрению этой добродетели вдвое больше
места, нежели остальным), которое позволит никогда и ни в чем не поступать,
руководствуясь чувством страха, а наоборот, поможет поступать, руководствуясь только
разумом. И тогда вполне можно стать добродетельным. Трудность заключается лишь в одном
- в обретении достаточного мужества всегда поступать согласно со своим разумом. По
Аристотелю, истинно мудрый человек не может быть несчастным.
Рохмистров
Владимир Геннадьевич - аспирант кафедры истории философии философского
факультета СПбГУ
©СМУ, 2002 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ