НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
МАТЕРИАЛЫ 1-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ с. 125
Д. В. Шмонин
"ПОРТУГАЛЬСКИЙ АРИСТОТЕЛЬ" ПЕДРО ДА ФОНСЕКА:
КОММЕНТАРИИ И ФИЛОСОФИЯ
В отличие от гуманистов, "открывших" (преимущественно для самих себя)
античную философию в XV в., схоластика эпохи Ренессанса и Контрреформации
не прерывала связи с античной мыслительной традицией. В первую очередь это
относится к аристотелизму, который и в XVI столетии оставался фундаментом
целостных представлений о мире, человеке и его познавательных способностях,
нашедших свое выражение в учениях второй схоластики.[1]
Корпус аристотелевских текстов по метафизике, физике, логике, этике
является, наряду с произведениями Аквината, главным объектом переводов и
комментирования для доминиканских и иезуитских докторов XVI в. Философия
Аристотеля остается основным источником формирования собственных систем и
достойным поводом для обсуждения вопросов, рождаемых новой эпохой.
Наша цель - представление отечественному читателю философа, который
при жизни получил весьма лестный титул: "португальский Аристотель". Речь идет
о Педро да Фонсеке (Pedro da Fonseca, Petrus Fonseca, 1528-1599). Основные его
сочинения относятся к области логики и метафизики. Фонсека являлся автором
двух логических произведений: "Наставление по диалектике" ("Institutionum
dialecticarum, Libri Octo", 1575) и "Философское введение" ("Isagoge philosophica",
1591), которые были весьма популярны как самые краткие и доступные вводные
курсы по логике и, одновременно, как новые и оригинальные философские
произведения.
Из произведений, принадлежавших перу Фонсеки, наибольшее
распространение получило "Наставление". Научное и педагогическое значение
этого труда было в полной мере признано в большинстве европейских
университетов. О популярности трактата свидетельствуют его многократные
переиздания в различных странах.[2] Что же касается иезуитских учебных
заведений, то в них "Наставление" было узаконено в качестве официального
учебного пособия, о чем прямо говорит педагогический устав ордена - "Ratio
studiorum": "В течение первого года [профессор философии] объясняет логику на
всем протяжении первого семестра, меньше используя диктовку, но в большей
мере растолковывая наиболее важные пункты так, как они изложены Толедо и
Фонсекой".[3]
Трактат по логике поражал современников не только изяществом латинского
перевода "Органона", ясным, доступным изложением его логического содержания,
но и комментариями, в которых использовался практически весь материал
средневековой логики.[4] При этом "диалектика" Аристотеля представала не
столько
в "обновленном", сколько в "исправленном и дополненном" виде. Большое число
ссылок на тексты Аристотеля[5] не должно обманывать читателя. Фонсека мыслит
оригинально и независимо, отнюдь не следуя Аристотелю там, где имеет
собственное мнение. Об этом свидетельствуют специальные исследования, в ходе
которых постранично сравнивались соответствующие тексты "двух" Аристотелей
- настоящего и "португальского".[6] И хотя в основном Фонсека следует
порядку
изложения логики в комментируемом тексте, по многим вопросам он идет гораздо
дальше, формулируя правила там, где Аристотель ограничивался примерами,
собирая в единое целое разрозненные суждения. Такой подход спустя несколько
лет будет закреплен в педагогическом уставе иезуитов - "Ratio Studiorum": "В
важных вопросах [профессор философии] не будет отклоняться от Аристотеля, за
исключением того, когда будет касаться доктрины, противоречащей тому, что
единодушно принято в школах, или противоречащей истине".[7]
Наиболее важным произведением Фонсеки с точки зрения метафизики
является его "Комментарии к книгам Метафизики Аристотеля Стагирита",[8]
составляющие четыре тома in quarto.
Текст организован следующим образом. На протяжении всех четырех томов
каждый разворот представляет собой билингву: слева на странице греческий текст,
справа - латинский перевод. Текст Аристотеля дается по книгам и главам, по
окончании каждой книги следует комментарий "посредством вопросов" (per
modum quaestionis).[9]
В комментарии, который также выдержан в схоластическом духе,
собственно и выражается философская мысль Фонсеки. Выявить ее не просто.
Фонсека движется медленно, преодолевая путь от частного вопроса в начале, через
изложение в нескольких разделах (sectio) всевозможных мнений, к собственным
утверждениям. По ходу дела проясняются значения терминов и понятий,
приводятся подтверждения и опровержения высказываний самого Фонсеки. При
этом, среди ссылок на авторитетные мнения, почетное место занимает Фома
Аквинский.
Именно таким путем вырабатывается в самом начале "Комментариев" точка
зрения на предмет метафизики или первой философии. После того, как
последовательно рассмотрены и отвергнуты мнения о том, что предметом
метафизики является Бог, единичные вещи-субстанции, бытие, выражаемое в
категориях, Фонсека высказывает суждение о том, что первый и адекватный
предмет этой высшей науки есть бытие, общее для Бога и творений.[10]
Подобный строй мысли характерен для Фонсеки, когда тот излагает более
детальное учение о бытии, аналогичности и однозначности бытия, о сущности и
существовании, о формальном и объективном понятии бытия, о субстанции и
акциденциях, о сущих разума и т. д.[11]
Заметим, что первый том "Комментария" вышел в свет в 1577 г., т. е.
ровно на двадцать лет раньше, чем "Метафизические рассуждения" Франсиско
Суареса (1548-1617), считающиеся наиболее глубоким философским
произведением второй схоластики. Влияние метафизического сочинения Фонсеки
на "Рассуждения" признается бесспорным. Но, на наш взгляд, важно уточнить, в
чем именно проявлялось это влияние и какой характер оно имело.
Литература,[12]
которой мы можем воспользоваться, в основном свидетельствует о том, что
"Комментарий" Фонсеки стал первым успешным экспериментом самостоятельного
философствования, стиль, характер, ритм которого был успешно подхвачен и
великолепно развит Суаресом. И хотя трактат Фонсеки уступает "Рассуждениям" в
уровне систематизации тем и проблем, а также в "гармоничности" формы и
содержания, "Комментарий" впервые соединяет основные вопросы метафизики,
прежде разрозненные и излагаемые схоластическими авторами без определенного
порядка, в единое целое.[13]
Завершая это краткое введение в философию Фонсеки, заметим, что
"португальский Аристотель", наряду с другими представителями второй
схоластики, сыграл важную роль в историко-философском процессе, обеспечив
преемственность и сохранение традиции, оказавшей значительное влияние на
новоевропейскую мысль.
Шмонин Дмитрий Викторович - канд. филос. наук, доцент СПб Технического университета (Горный институт)
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] О второй схоластике см.: Шмонин Д. В. 1) Введение в философию
Контрреформации: иезуиты и вторая
схоластика // Verbum. Вып. 1. Франсиско Суарес и европейская культура
XVI-XVII веков. СПб., 1999. С. 58-79;
2) Философии иезуитов, или Три крупицы золота в шлаке схоластики //
Вопросы философии. 2002. 5. С. 141-152.
[2] "Institutionum Dialecticarum, libri VIII" за первые семьдесят лет
(1564-1625) переиздавались более
пятидесяти раз и были приняты в качестве учебного пособия в европейских странах, в Америке и даже на
Дальнем Востоке (благодаря иезуитским миссиям). "Введение" ("Isagoge")
выдержало в 1591-1625 гг. восемнадцать изданий.
[3] Fereira G. J. Pedro da Fonseca: Sixteenth Century Portuguese
Philosopher //
International Philosophical Quarterly. Vol. VI. N 4. 1966. December. P. 633.
[4] Фонсека прекрасно знал как античную, так и схоластическую логику, о чем
свидетельствуют ссылки и имена в именном указателе.
[5] Фонсека ссылается на Аристотеля около 600 раз, в том числе делает более 450
ссылок на "Органон".
[6] Fereira G. J. Pedro da Fonseca: Sixteenth Century Portuguese
Philosopher. P. 635. Nota 9.
[7] Fereira G. J. Ibid. P. 634. Необходимо заметить, что в некоторых
случаях отход Фонсеки, вместе со всей
схоластической логикой, от Аристотеля не означает движения вперед. Так, Фонсека
смешивает логику и
диалектику. Это понятия, о которых у самого Аристотеля говорится хотя и не
вполне четко, но все же
намечается понимание диалектики как способа исследования, прокладывающего путь к началам мышления
(см.: Аристотель. Топика. Кн. 1. Гл. 3; Гл. 18. // Аристотель. Соч.: В
4 т. Т. 2. М., 1978. С. 351, 371).
[8] Fonseca P. Commentariorum Petri Fonsecae Lusitani... In
Metaphysicorum Aristotelis Stagiritae Libros. En 4 vols. Coloniae, 1604.
[9] Этой традиции изменяют лишь комментарии на 13-ю и 14-ю книги, которые
Фонсека не успел завершить.
[10] Fonseca P. Commentariorum Petri Fonsecae Lusitani... In Libro
IV. 1.1.3. - Само по себе утверждение о том,
что бытие является адекватным предметом метафизики, выглядит вполне естественно. Но понимание бытия
как некоей общей природы для Бога и творений вызывает справедливые сомнения в ортодоксальной
приверженности Фонсеки доктрине Фомы Аквинского.
[11] Fonseca P. Commentariorum Petri Fonsecae Lusitani... In Libro IV.
2-5.
[12] Кроме общих историко-философских работ, имеются специальные
исследования, преимущественно это
португальские и испанские: Carvalho J. Pedro da Fonseca, precursor de
Su'arez na renovacao de Metafisica //
Revista Filos'ofica. [Coimbra] 1951. N 2; Elorduy E. Influjo de Fonseca
en Suarez // Revista Portuguesa de
Filosofia. 1955. N 11; Iturrios J. Fuentes de la Metafisica de
Su'arez // Pensamiento. 1948. N 4.
[13] Прямым свидетельством как влияния Фонсеки на Суареса, так и
преемственности в философском
творчестве двух крупнейших представителей второй схоластики, является "индекс цитирования".
"Метафизические рассуждения" Суареса содержат более 100 цитат из "Комментария" Фонсеки. Причем в
основном это не формальные ссылки, призванные показать эрудицию автора или "верность" авторитету.
Большинство их носят принципиальный и содержательный характер.
©СМУ, 2002 г.
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ