Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

МАТЕРИАЛЫ 2-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ с. 111

Ю. А. Чуркина

ПОНЯТИЕ ВЕРЫ У ПРОКЛА
(по материалам "Платоновской теологии")

В дошедших до нас текстах Прокла Диадоха мы не найдем того, что можно было бы назвать развернутым учением о вере. Тем не менее понятие веры нам представляется очень важным звеном в философской системе Прокла. Действительно, хотя само слово "вера" встречается далеко не во всех известных нам работах мыслителя, и, при всей систематичности и строгости мысли Прокла, именно этот вопрос вряд ли можно назвать тщательно разработанным, однако, когда Прокл так или иначе его касается, становится очевидно, что речь идет об одном из существенных для него понятий.

В "Платоновской теологии" Прокла понятие "вера" подробно рассматривается в книге 1-й, главе 25-й. В этой главе речь идет о пронизывающей и наполняющей все сущее божественной триаде - любви, истине, вере. По Проклу, любовь возводит человека к божественной красоте, истина - к божественной мудрости. Однако "те, кто стремится соприкоснуться с благом, в первую очередь испытывают нужду отнюдь не в знании и не в действии, а в местоположении, устойчивом состоянии и спокойствии"[1]. Поскольку само собой полагается, что именно слияние с благом, или абсолютным единством, есть высшая цель человека (или, точней, его души), то вера, которая единственная может способствовать такому слиянию, необходимо занимает особое место в триаде. Вот как описывает ее сам Прокл: "...богам присуща вера, неизреченно соединяющая с благом всеобщие роды богов и демонов, а также счастливые души. Ведь благо отнюдь не стоит изыскивать познавательными способами, которые не ведают своего завершения, а, напротив, необходимо, вверив себя божественному свету и словно бы закрыв глаза, тем самым утвердиться в непознаваемой и таинственной генаде сущего, так как именно этот род веры более почтенен, нежели познавательное действие, причем не только среди нас, но и среди богов: благодаря вере все боги объединены между собой".

Как действие души, вера есть экстатический порыв. Но каким образом этот экстаз возможен? Он ни в коем случае не иррациональный и спонтанный, а, наоборот, тщательно подготовленный. Как любви сопутствует любовное безумие, истине - божественная мудрость, так вере - теургическая сила, "которая лучше всякой человеческой рассудительности и науки" ( t d di t c jeourgik c dun mewc, kre ttwn st n p shc njrwp nhc swfros nhc ka pst mhc). Теургия готовит душу к слиянию с благом и приводит ее к нему. Читаем в книге 4-й, глава 9-й: "посвящение совершается отнюдь не в мысли и не в суждении, а в единении - молчании, стоящем выше любой познавательной энергии. Вера, располагающая всеобщие и наши собственные души в неизреченном и непознаваемом <роде> богов, дарует им как раз такое <единение>". ( O g r di no sewc o d di kr sewc lwc m hsic, ll di t c via ac ka p shc gnwstik c nerge ac kre ttonoc sig c, n p stic nd dwsin, n t rr t ka gn st < g nei> t n je n dr ousa t c te las yuq c ka t c met rac.)

В теургической подготовке души безусловно важным является постижение учения Платона. Книга 3-я, глава 1-я: "...теологическое учение Платона... благочестиво оберегает его неизреченное единство (т. е. божественного. - Ч.), обособленное от всего, неописуемое для любых познавательных способностей и внеположное всем сущим, и одновременно открывает пути для восхождения к нему". Отметим, что "познать" - означает собственно достичь некоего знания, а "поверить" уже предполагает сущностные изменения в самом субъекте.

Подчеркнем, что нигде у Прокла мы не встретим негативной оценки познания как такового. Он говорит именно об особой ценности веры, не отрицая при этом знания. Вера - исключительное свойство человеческой души, дающее ей опору в бытии: "сама душа почитает разнообразие ума и блеск видов за ничто по сравнению с превосходством блага над всем", и далее - "Стало быть, для всего сущего надежна лишь одна гавань, и таково в первую очередь то, что внушает ему доверие. Разумеется, именно по этой причине соприкосновение и единство с ним названо теологами верой" (книга 1-я, глава 25-я).

Оказывается ли вера в силу своей исключительности абсолютно внеположной познавательным способностям? Думается, нет. Вера - объединяющее начало. Она является основой единства на всех уровнях. Так, она объединяет богов между собой, она соединяет любовь и красоту друг с другом, она приобщает человека благу. Без веры нет целостности. Таким образом, вера есть и сплачивающая сила разных уровней сущего, и связывающая все эти уровни между собой. Она оказывается своего рода одновременно горизонталью и вертикалью бытия, все пронизывающей и объединяющей.


Юлия Алексеевна - аспирантка Уральского государственного университета

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Здесь и далее цит. по: Л. Ю. Прокл. Платоновская теология / Пер. с древнегреч., сост., статья, примечания, указатели, словарь Л. Ю. Лукомского. СПб., 2001. 624 с.

©СМУ, 2003 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ