ПОРФИРИЙ
ВВЕДЕНИЕ
НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
Перевод: А.В. Кубицкий
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Так как, Хрисаорий, и чтобы научиться аристотелевским категориям,
необходимо знать, что такое род и что -различающий признак, что - вид, что -
собственный признак и что - признак привходящий, и так как рассмотрение всех
этих вещей полезно и для установления определений вообще в связи с вопросами
деления и доказательства, я, путем сжатого очерка, попытаюсь представить тебе
в кратких словах, как бы в качестве введения, что здесь имеется у древних, воздерживаясь
от более глубоких изыскании и ставя себе, соответственно своей цели, более простые
задачи. Сказать тут же - я буду избегать говорить относительно родов и видов,
- существуют ли они самостоятельно, или же находятся в одних только мыслях,
и если они существуют, то тела ли это, или бестелесные вещи, и обладают ли они
отдельным бытием, или же существуют в чувственных предметах и опираясь на них:
ведь такая постановка вопроса заводит очень глубоко требует другого, более обширного
исследования. Но как в отношении названных здесь и предлежащих нам логических
моментов провели более формальный разбор древние и особенно -сторонники перипатетической
школы, это я тебе постараюсь теперь показать.
ГЛАВА ВТОРАЯ
О РОДЕ
Явным образом, ни о роде, ни о виде нельзя говорить, не производя
различения. Под родом разумеется, с одной стороны, совокупность тех или иных
вещей, известным образом относящихся к чему-нибудь одному и также - друг к другу.
В этом смысле говорится о роде Гераклидов- благодаря зависимости от одного -
именно, от Геракла, это-группа людей, которые имеют друг с другом известную
родственную связь через него, причем группа эта получила свое название на почве
отделения от других родов. И в другом смысле еще говорится о роде - а именно
как о начале рождения для каждого <существа>, считая либо по родившему,
либо по тому месту, в котором человек родился. Так, мы говорим, что Орест по
роду идет от Тантала, а Гилл - от Геракла, а с другой стороны, что Пиндар по
роду фиванец, а Платон -афинянин: ведь и родные есть в известном смысле начало
рождения, так же как и отец. И это последнее значение есть, по-видимому, непосредственное:
ведь Гераклидами называются те, кто является из рода гераклова, и Кекропидами
- те, кто <происходит> от Кекропса, и родственники их. И в первую очередь
получило название рода начало рождения для каждого, а затем также все множество
тех, кто происходит от одного начала, например - от Геракла, и, точно отграничивая
это множество и отделяя его от других, мы стали называть всю совокупность родом
Гераклидов. В свою очередь, еще в другом смысле говорится о роде - поскольку
ему подчиняется вид, причем здесь оном сказано может быть по <некоторому>
сходству с первыми двумя определениями: ведь такой род есть и некоторое начало
для того, что подчинено ему, и, по-видимому, он охватывает также все подчиненное
ему множество.
В то время как о роде можно говорить в трех смыслах, у философов
идет <о нем> речь в третьем из них: в даваемой ими приблизительной формулировке
они признают родом то, что сказывается при указании существа <вещи> о
многих и различающихся по виду <вещах>,-примером здесь может быть живое
существо. В самом деле, из того, что сказывается <о другом>, одно сказывается
только об одном, - таковы, например, индивидуальные вещи, как Сократ я этот
вот человек, и этот вот предмет, другое же сказывается о большем <по числу>,
например, роды, виды, различающие признаки, собственные и привходящие признаки
оказываются в качестве общего <целому ряду>, но не в качестве того, что
специально присуще чему-нибудь одному. И род это, например, - живое существо,
вид, например, -человек, различающий признак [например] - одаренность разумом,
собственный признак [например] -наделенность смехом, привходящий признак и белизна,
черный цвет, сидячее положение. Теперь, от того, что сказывается только о чем-нибудь
одном, роды отличаются тем, что их высказывание производится в применении больше
чем к одному, а от того, что сказывается в применении больше чем к одному, если
это- виды, тогда - потому, что виды хоть и сказываются о многом, однако же о
таком, что не отличается по виду, но по числу: ведь человек, будучи видом, сказывается
о Сократе и Платоне, которые отличаются друг от друга не по виду, не по числу,
между тем животное, будучи родом, сказывается о человеке, о быке и о лошади,
которые отличаются друг от друга также и по виду, а не только по числу. С другой
стороны, от собственного признака род отличается потому, что этот признак сказывается
только об одном том виде, для которого он является собственным его признаком,
и о тех индивидуальных вещах, которые данному виду подчинены, как способность
смеяться сказывается только о человеке и об отдельных людях, между тем род сказывается
не об единичном виде, но о нескольких <и притом> различных. Что же касается
различающего признака и общих привходящих признаков, то от них род отличается
потому, что если различающие признаки и общие привходящие определения и сказываются
о нескольких и различных по виду <вещах>, все же они сказываются не при
указании существа <вещи>. Когда вопрос поставлен у нас непосредственно,
о чем именно сказываются эти определения, в этом случае, говорим мы, они не
заключают указания на существо вещи, но скорее на то, какова <по качеству>
известная вещь. В самом деле, при вопросе, что есть по качеству человек, мы
говорим, что это-<существо,> одаренное разумом, и при вопросе, каков по
качеству ворон, мы говорим, что это-<существо,> наделенное черным цветом;
между тем обладание разумом есть различающий признак, а наделенность черным
цветом- привходящий признак; когда же нам задан вопрос, в чем существо человека,
мы отвечаем., что это-живое существо, а живое существо, это был род для человека.
Поэтому то обстоятельство, что род сказывается больше, чем
об одном, отличает его от <всего> того, что сказывается только об одной
из индивидуальных вещей, то, что он <сказывается> о различных по виду
вещах, отличает его от определений, сказывающихся в качестве видов или в качестве
собственных признаков, а то, что <он сказывается> при указании существа
<вещи>, отделяет его от различающих признаков и от общих привходящих признаков,
которые сказываются не при указании существа <вещи>, не при указании качества
или состояния всего того, о чем они сказываются. Таким образом данная здесь
характеристика значения, присущего роду, не заключает в себе ни чего-либо излишнего,
ни какой-либо неполноты.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
О ВИДЕ
О виде может быть речь и в отношении к образу каждой вещи,
согласно чему <например> сказано: Во-первых, здесь -достойный власти
<внешний> вид. И кроме того как о виде говорится также о том, что подчинено
разъясненному выше роду, в соответствии с чем мы обычно говорим, что человек
есть вид живого существа, причем живое существо, это-род, а белое, это-вид
цвета и треугольник - вид формы. Но если, выявляя род, мы учитывали вид, сказавши,
что род есть то, что сказывается в отношении многих и различных по виду вещей,
при указании существа этих вещей, а вместе с тем мы вид обозначаем как то,
что подчинено разъясненному выше роду, в таком случае надо твердо стоять на
том, что так как и род есть род в отношении чего-нибудь и вид есть вид чего-нибудь
(то и другое <значит> всегда <стоит> в отношении друг к другу),
поэтому и в формулировках определения как одного, так и другого необходимо
одинаково пользоваться и тем и другим. Отсюда значение вида указывают и так:
вид есть то, что ставится под родом и о чем род сказывается при указании его
(т. е. вида) существа. А кроме того оно указывается и так: вид есть то, что
сказывается о многих отличных по числу <вещах> при указании существа
этих вещей>. Но уже такая формулировка могла бы относиться только к самому
последнему виду - к тому, что является только видом, между тем другие относятся
и не к самым последним видам.
То, о чем здесь идет речь, могло бы стать ясным следующим
образом. В каждой категории есть некоторые определения, которые являются в
наивысшей мера родами, и, с другой стороны, -некоторые, которые являются в
наивысшей мере видами, и между теми, которые являются в наивысшей мере родами,
и теми, которые являются в наивысшей мере видами, имеются <также> другие.
В наивысшей мере родовой характер носит то, за пределы чего не может подняться
какой-либо другой род, в наивысшей мере видовой характер то, за пределы чего
не может опуститься <какой-либо> другой вид, а между тем, что является
в наивысшей мере родом, и тем, что является в наивысшей мере видом, помещаются
другие определения, которые, оставаясь одними и теми же, оказываются и родами
и видами, если, однако, их ставить в отношение то к одному, то к другому.
То, о чем идет речь, можно пояснить на одной категории. Субстанция и сама
это-род, а под нею находится тело, под телом- одушевленное тело, под этим
последним - живое существо, под живым существом- разумное существо, под ним-
человек, а под человеком - Сократ, Платон и <вообще> отдельные люди.
Но в этом ряду субстанция есть то, что является в наибольшей мере родом и
выступает только как род, а человек-то, что является в наибольшей мере видом
и выступает только как вид, тело же есть вид по отношению субстанции, но род
по отношению к телу одушевленному. В свою очередь, и одушевленное тело есть
вид по отношению .к телу, но род по отношению к живому существу (т. е. животному),
и в свою очередь живое существо есть вид по отношению к одушевленному телу,
но род по отношению к разумному существу, а разумное существо есть вид по
отношению к живому существу, но род по отношению к человеку, человек же есть
вид по отношению к разумному существу, но уже не является также и родом по
отношению к отдельным людям, а есть только вид и все, что непосредственно
сказывается перед индивидуумами, может быть только видом, но уже не - родом.
Таким образом, как субстанция стояла на самом верху, потому
что раньше ее не было ничего, и являлась родом в наивысшей мере, так и человек
представляет собою вид, за которым уже нет <другого> вида или чего-нибудь,
способного <дальше> делиться на виды, но <за этим видом> уже идут
те или другие индивидуальные вещи (ибо нечто индивидуальное есть Сократ и
Платон и вот этот белый предмет), он оказывается исключительно только видом
и самым последним видом, или - как мы сказали- видом в наивысшей мере; что
же касается промежуточных звеньев, то в отношении к тому, что раньше их, они
являются видами, а в отношении к тому, что после них, - родами. Поэтому также
промежуточные звенья выступают в двух формах, в одной - по отношению к тому,
что стоит раньше их, - здесь они обозначаются как его виды, в другой- в отношении
к тому, что идет за ними, - здесь они обозначаются как его роды. Между тем
крайние звенья имеют одну только форму: то, что является родом в наибольшей
(наивысшей) мере, имеет определенную форму в отношении к тому, что стоит под
ним, будучи наивысшим родом для всех вещей, а в отношения к тому, что находилось
бы раньше его, такой формы уже не имеет, поскольку оно выше всего и выступает
в качестве первого начала и <такого> рода, выше которого как мы сказали-
не мог бы подняться никакой другой, с другой стороны, то, что является в наибольшей
(наивысшей) мере видом, имеет одну определенную форму, обращенную к тому,
что стоит раньше его, по отношению к чему оно является видом, а другой формы-
обращенной к тому, что идет за ним, - не имеет, но и по отношению к индивидуальным
вещам оно называется тоже видом. Однако же по отношению к индивидуальным вещам
оно обозначается видом, как объемлющее их, а по отношению к тем звеньям, которые
стоят раньше его, оно называется так, поскольку объемлется ими.
Этим путем как род в наибольшей (наивысшей) мере обозначается
то, что, будучи родом, не являются вместе с тем> видом, и в то же время-то,
за пределы чего не мокрот подняться выше другой род; а с другой стороны, как
в наибольшей (наивысшей) мере, (мы определяем) то, что, будучи видом, не является
родом, та. что, выступая в качестве вида, не подвержено дальнейшему делению
на виды, и чти при указании существа вещи сказывается о многих, отличных друг
от друга по числу вещах. Что же касается тех звеньев, которые находятся в
промежутке между крайними, их признают находящимися во взаимном соотношении
родами и видами, и каждое из них принимают за вид и за род < вместе >,
беря, однако, его каждый раз в одном и потом - в другом отношении; причем
звенья, идущие вверх перед самыми последними видами вплоть до самого первого
рода называются родами и видами и взаимно подчиненными родами, как Агамемнон
называется Атридом и Пелопидом, и Танталидом, и -в конечном счете -потомком
Зевса. Только при указании родословных возводят начало по большей части к
одному источнику, примерно сказать -к Зевсу, между тем при родах и при видах
дело обстоит иначе: ведь сущее не является одним общим родом для всего, и
все существующее не является однородным на основе одного наивысшего рода,
как говорит Аристотель. Примем, напротив, как -<у него> в "Категориях",
десять первых родов в качестве десяти первых начал; <тогда> если обозначить
вое их как сущее, такое обозначение будет у них, по его словам, одинаковым
по имени, но не одинаковым по смыслу. Дело в том, что если бы сущее было одним
общим родом для всего, тогда все называлось бы сущим в одном общем смысле
имеется десять первых <родов>, то общность дается только по имени но
не в то же время и по смыслу, раскрывающемуся в соответствии с именем. Таким
образом, самых общих родов - десять а для последних видов имеется некоторое
- однако же не безграничное число; что же касается индивидуальных вещей- сюда
относится то, что идет вслед за последними видами - то их число безгранично.
Поэтому Платон указывал пройти путь (опускаться) от самых общих родов до самых
последних видов и <потом> остановиться, а путь проходить (опускаться)
через промежуточные точные звенья, подвергая их делению с помощью видообразующих
признаков, то же, что безгранично по числу, он указывает оставлять в стороне,
так как относительно него не может получиться <никакой> науки При спуске
к самым последним видам. необходимо, производя деление .подвигаться среди
< получающегося> множества, напротив, при подъеме к наиболее общим родам
надлежит собирать множество в единство. Ибо вид, и еще более род, является
тем, что сводит множество в одно существо а частичное и единичное, напротив,
всегда разделяет единство на <некоторое> множество: ведь через причастность
к виду большое число людей образуют одного, а через посредство отдельных людей
единый и общий человек образует (несколько) их. Единичное всегда вносит разделение;
на <отдельные предметы>, между тем общее связываете вместе и образует
одно.
Поскольку сейчас указано про род и про вид, что представляет
собою тот и другой, и <сказано, что род имеется <каждый раз> один,
а видов - несколько (ведь род всегда подвергается делению па несколько видов)-
поэтому род всегда сказывается о виде, и все, что стоит выше, - о том, что
стоит ниже, между тем вид не сказывается ни о привыкающем к нему роде, ни
о том, что кверху < от этого рода>, ведь здесь обращение не имеет места.
В самом деле, сказываться одна о другой могут либо пещи, применимые в одинаковом
масштабе, например - ржание о лошади, или же - вещи большего масштаба о вещах
меньшего, как живое существо о человеке, но вещи меньшего масштаба о вещах
большего уже не могут: ведь нельзя уже сказать про живое существо, что это-человек,
как можно сказать про человека, что ото- живое существо. А о тех вещах, о
которых сказывается вид, о них о необходимостью будет сказываться н род вида,
та. род рода- вплоть до самого высшего рода: если верно сказать про Сократа,
что это-человек, а про человека, что это - живое существо, а про живое существо,
что это - субстанция, - тогда верно и про Сократа сказать, что это- живое
существо и субстанция.
Поскольку, таким образом, то, что стоит выше, всегда сказывается
о том, что стоит ниже, постольку вид будет сказываться об индивидуальной вещи,
род- и о виде и об индивидуальной вещи, а самый высший род- и о роде или о
родах, если имеется большее число промежуточных и подчиненных друг другу звеньев,
и точно так же - о виде и об индивидуальной вещи. В самом деле, самый высший
род сказывается о всех находящихся под ним родах, видах и индивидуальных вещах,
а род, стоящий перед последним видом, - о всех последних видах и индивидуальных
вещах, вид, который есть только вид, - о всех индивидуальных вещах, <наконец>
индивидуальная вещь- только об одной из отдельных вещей. Называется же индивидуальною
вещью Сократ, это вот белое и этот приближающийся сын Софрониска, если у последнего
единственный сын-Сократ. Так вот, все подобные вещи называются индивидуальными,
потому что каждая из них состоит из специальных свойств, собрание которых
никогда не может оказаться тем же самым у <какой-либо> другой вещи.
.Ибо специальные свойства Сократа не могут оказаться теми же самыми у какой-либо
другой из отдельных вещей, однако специальные свойства человека - я имею в
виду человека вообще - могут оказаться теми же самыми у большего числа <предметов>,
больше того - у всех отдельных людей, поскольку это - люди. Таким образом,
индивидуальная вещь охватывается видом, а вид - родом: ибо род есть нечто
целое, индивидуальная вещь ото- часть, а вид и целое и часть, но при этом
часть есть часть другого, а целое не включает в себя другое, человек обособлен
от лошади образующим вид признаком-качеством разумности. Вообще говоря, всякий
различающий признак, привходя к какой-нибудь вещи, сообщает ей иной характер;
но названные признаки, если они таковы в общем и специальном смысле, вносят
в вещь изменения, и эти же признаки, если они таковы в самом специальном смысле,
делают ее другою. Дело в том, что одни из различающих признаков вносят <в
вещь> изменения, другие - делают <ее> другою. Так вот те, которые
делают <ее> другою, получили название - создающих виды, а те, которые
вносят изменения, - просто различающих признаков. Различающий признак разумности,
присоединившийся к животному, образовал другую вещь, а различающий признак
движения создал только некоторое изменение по сравнению с тою же вещью, которая
покоится, так что один из этих признаков создал другую вещь, другой - внес
только изменение. На основе различающих признаков, создающих другие вещи,
получаются <разнообразные> деления родов на виды и устанавливаются определения,
состоящие из рода и подобных признаков, а на основе различающих признаков,
вносящих только изменения, получаются лишь <различные> своеобразия и
изменения вещи, сказывающейся в том или в другом состоянии.
Начав опять сначала, надо сказать, что из различающих признаков
одни отделимы, другие - неотделимы: находиться в движении и находиться в покое,
быть здоровым и быть больным, - <эти> и все подобные им признаки отделимы,
а иметь горбатый нос или курносый, быть разумным или неразумным- эти свойства>
неотделимы. Что же касается до неотделимых признаков, одни из них присущи
<вещам> сами по себе, другие - привходящим образом: обладание разумностью
присуще человеку само по себе, также и смертность и восприимчивость к науке,
а наличие горбатого или курносого носа свойственно ему привходящим образом,
а не само по себе. Первые, будучи присущи <вещи> сами; по себе, входят
в состав понятия <ее> сущности, делают <вещь> другою, а те, которые
<присущ ей> привходящим образом, не входят в состав понятия сущности
и не делают <вещи> другою, но вносят в нее изменения. И к тем различающим
признакам, которые присущи <вещам> сами по себе, не применимы определения
"больше" и "меньше", а те, которые присущи привходящим образом, если они неотделимы,
<все же> допускают усиление (напряжение) и ослабление: ведь и род не
сказывается в большей и в меньшей мере о том, род чего он составляет, и также
- различающие признаки рода, в соответствии с которыми он подвергается разделению:
эти признаки дают законченное выражение понятию каждой вещи, а способность
- у каждого предмета быть одним и тем же не допускает ни ослабления, ни усиления,
между тем обладание горбатым или курносым носом наличие известной окраски
и получает усиление и ослабевает (дается в большей и в меньшей мере).
Поскольку предметом рассмотрения являются три вода различающих
признаков, и одни из этих признаков отделимые, другие - неотделимые, и в свою
очередь из неотделимых одни даны как присущие сами по себе, другие- как присущие
привходящим образом, в свою очередь из тех, которые присущи сами по себе,
одни это - те, согласно которым мы делим роды на виды, другие же - те, благодаря
которым результаты, полученные через <это> деление, приобретают характер
видов. Например, в то время как все различающие признаки, присущие вещи сами
по себе, у живого существа таковы: одушевленное и чувственно восприимчивое,
разумное и неразумное, смертное и бессмертное, - отличие через признак одушевленного
и восприимчивого содействует установлению сущности живого существа, ибо живое
существо есть сущность одушевленная <и> восприимчивая; между тем различающий
признак смертного и бессмертного и различающий признак разумного и неразумного,
это- признаки, производящие деление в живом существе: ведь через них мы делим
роды на виды. Но сами эти признаки, производящие деление родов, <вместе
с тем> дают полноту содержания <для видов> и содействуют установлению
<этих> видов: ведь живое существо подвергается делению благодаря различающему
признаку разумного и неразумного и в свою очередь -благодаря различающему
признаку смертного и бессмертного; между тем признаки смертного и разумного
содействуют установлению <сущности> человека, а признаки разумного и
бессмертного-<сущности> бога, и признаки неразумного и смертного-<сущности>
неразумных живых существ. Таким же образом [также], поскольку для субстанции,
стоящей на самом верху, производящими деление являются различающие признаки
одушевленного и неодушевленного и также -чувственно восприимчивого и невосприимчивого,
<признаки>-одушевленность и чувственная восприимчивость -в соединении
с понятием субстанции- доводят до конца <понятие> живого существа, а
признаки- неодушевленность и отсутствие восприимчивости-[доводят до конца]
<понятие> растения. Так как, следовательно, одни и те же различающие
признаки, взятые с известной точки зрения, оказываются устанавливающими <
сущность вида>, а о другой точки зрения -производящими деление <рода
на виды>, поэтому все они носят название, "создающих виды". И именно они
особенно требуются для подразделения родов и для определений, по не признаки,
данные привходящим образом, <хоть и> неотделимые, ни, тем более, признаки
отделимые.
Определяя такие различающие признаки, говорят,: различающий
признак есть то, благодаря чему вид богаче <содержанием, чем род. Человек,
по сравнению с живым существом, дополнительно имеет разумность и смертность:
в самом деле, живое существо, с одной стороны, не может быть каким-либо одним
из этих признаков, - (иначе откуда бы виды получили такие признаки?), не имеет
также и всей совокупности противолежащих признаков, так как <в этом случае>
одна и та же вещь будет вместе иметь противолежащие определения, а между тем-
как <в этом вопросе> принимают - в возможности <род> имеет все
стоящие ниже его различающие признаки, в реальном же отсутствовали он не имеет
ни одного. И таким образом нет и того, чтобы что-нибудь получалось из несуществующего,
и также противоречащие определения не будут вместе относиться к одной и той
же вещи.
Определяют этот признак и так: различающий признак ость то,
что сказывается о многих различных по виду предметах при указании, каков предмет
по качеству: ведь когда о человеке сказываются разумность и смертность, о
них идет речь при указали, каков человек по качеству, а не при указании его
существа. На обращенный к нам вопрос, что есть человек по существу, подобает
сказать -живое существо, если же спрашивают, какое же это живое существо,
мы- как здесь подобает - укажем, что -разумное и смертное. Так как вещи (состоят)
сложены из материи и формы или же имеют состав, аналогичный <наличию>
материи и формы, то как статуя <составлена> из меди в качестве материи
и из <определенной> фигуры как формы, так и человек, взятый в общем
смысле и в качестве вида, состоит - в качество аналогичной материи - из рода,
а в качестве формы - из различающего признака, а получающееся здесь целое-живое
существо, разумное, смертное- это будет человек, как там - статуя.
Подобные признаки описывают и так: различающий признак есть
то, чему свойственно разделять <друг от друга> вещи, охватываемые одним
и тем же родом: разумность и неразумность разделяют человека и лошадь, которые
объемлются одним и тем же родом-живым существом. Дают <для этих признаков>
и такую формулировку: различающий признак есть то, чем отдельные вещи <между
собой отличаются. В самом деле- человек и лошадь по роду не различены, - ведь
и мы и неразумные твари <одинаково> смертные существа, -но прибавление
разумности отделило нас от них; и разумными существами являемся и мы, и боги,
по присоединение смертности отделило нас от них. Давая для характерных черт
различающего признака дальнейшую разработку, указывают, что таковым является
не все, что случайно попадается среди признаков, разделяющих вещи в пределах
одного и того же рода, но что привносит нечто к бытию вещи и что составляет
<некоторую> часть у ее сути бытия. Ведь быть способным к мореплаванию
но есть различающий признак человека, хотя это и собственное свойство человека:
ведь мы могли бы сказать, что из живых существ одни обладают способностью
к мореплаванию, а другие- нет, отделяя <человека> от других, но способность
к мореплаванию но есть пополнение сущности и не есть часть ее, а только- собственно
присущее ей свойство, потому что это - но то, что различающие признаки, специально
носящие название "видо - образующих". Таким образом "видообразующими" признаками
можно считать все те, которые образуют другой вид и которые включаются в формулировку
сути бытия. И в отношении различающего признака достаточно того, что здесь
сказано.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
О СОБСТВЕННОМ ПРИЗНАКЕ
Для собственного признака указывают четыре различных значения
<такое обозначение получает> и то, что присуще (дословно привходит к)
только одному какому-нибудь виду, если и не во всем его объеме, как человеку
-врачевать или заниматься геометрией; также-то, что присуще <какому-нибудь>
виду во всем объеме, если и -не ему одному, как человеку присуще быть двуногим;
и также то, что присуще только одному виду, при этом -во всем его объеме и
в известное время, как всякому человеку -в старости седеть. А четвертое значение-то,
в котором соединились наличие в одном только виде, <наличие> во всем
объеме этого вида> и всегда, какова у человека -наделенность смехом (способность
смеяться): ведь если он и не смеется всегда, однако обозначается как существо,
наделенное смехом (способное смеяться), не потому, что он всегда смеется,
но потому, что <ему> от природы свойственно смеяться; а это свойство
всегда остается ему прирожденным, как и лошади - способность к ржанию. И с
этом последнем случае считают, что здесь мы имеем собственный признак- в основном
смысле, -здесь осуществимо и обращение: если дана лошадь, то это-существо,
способное ржать, и если дано существо, способное ржать, то это- лошадь.
ГЛАВА ПЯТАЯ
О ПРИВХОДЯЩЕМ ПРИЗНАКЕ
Привходящий признак, это-тот, который появляется, и пропадает
без уничтожения своего обладателя (субстрата). О нем можно говорить в двух
различных значениях: в одном- он допускает отделение, в другом- неотделим.
Сон, это привходящий признак отделимый, а быть черным, этот признак привходит
к ворону и к эфиопу неотделимо, но и ворона можно представить, что он - белый,
и эфиопа -что он утратил <свой> цвет кожи, без уничтожения <в том
и другом случае> субстрата. Определяют привходящий признак и таким образом:
привходящий признак, это-то, что может <либо> находиться, либо не находиться
в том же предмете, или же-то, что не есть ни род, ни отличие, ни вид, ни собственный
признак, но всегда является находящимся (данным) в субстрате. Так как <теперь>
точно определены все поставленные на обсуждение -алогические > моменты,
именно- род, вид, различающий признак, собственный признак, привходящий признак,
надо <вслед за тем> указать, какие у них есть общие <им> свойства
и какие -специальные.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У ПЯТИ ТЕРМИНОВ
Общим у всех них является то, что они сказываются о многом.
При этом род сказывается о видах и об индивидуальных вещах, и различающий
признак -таким же образом, а вид -о находящихся под ним индивидуальных вещах,
собственный признак- как о виде, у которого это- собственный признак, так
и об охватываемых видом индивидуальных вещах, и привходящий признак -и о видах
и об индивидуальных вещах. В самом деле, живое существо сказывается о лошадях
и быках, представляющих гобою виды, а также об этой вот лошади и этом вот
быке, представляющих индивидуальные предметы, о другой стороны- неразумность
сказывается о лошадях и о быках, <как видах> и также о <лошадях и
быках> единичных. Однако вид, как, например, человек, сказывается только
об единичных вещах, а <в свою очередь> собственный признак, например-
способность смеяться, и о человеке <как видов и об единичных <людях>,
также черный цвет- как о виде воронов, так и об единичных <воронах>,
являясь <здесь> привходящим признаком, не допускающим отделения, и движение-
о человеке и о лошади, как привходящий признан отделимый, причем это последнее
в первую очередь сказывается об единичных вещах, а на втором месте -также
о том, что единичные вещи объемлют.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА
Общее между родом и различающим признаком-то, что они охватывают
виды: в самом деле, также и различающий признак охватывает виды, хотя и не
все те, которые объемлет <тот или другой> род. Если разумность и не
охватывает неразумные существа, как ото делает> живое существо, однако
она охватывает человека и бога, которые представляют собою виды. И все, что
сказывается о роде, как роде, сказывается и о находящихся под ним видах, а
все, что сказывается о различающем признаке, как таковом, будет сказываться
и об образованном с его помощью виде. Ведь поскольку живое существо есть род,
<не только о нем как о роде сказываются субстанциональность и одушевленность,
но эти определения сказываются также о всех видах, стоящих под живым существом,
вплоть до индивидуальных предметов; и поскольку разумность есть различающий
признак, о ней, как о таковом, сказывается <умение> пользоваться разумом,
и <это> умение пользоваться разумом будет сказываться не только о разумности,
но и о тех видах, которые подчинены признаку (стоят под признаком) разумности.
Общим также является для них и то, что с упразднением рода или различающего
признака упраздняется все, что стоит под ними: как, если нет живого существа,
нет лошади и <нет> человека, так, если нет разумности, не будет никакого
живого существа, пользующегося разумом.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И РАЗЛИЧАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ
Специально характерно для рода то, что он сказывается о большем
количестве <объектов>, нежели сказываются различающий признак, вид,
собственный признак и привходящий признак. В самом доле, живое существо сказывается
о человеке, о лошади, о птице и о змее, между тем четвероногое -только о существах,
имеющих четыре ноги, а человек- только об отдельных индивидуумах, способность
ржать- только в применении к лошади и к отдельным лошадям, и привходящий признак
подобным же образом- в применении к меньшему числу <объектов>. Но <при
этом> различающие признаки надо иметь в виду те, при посредстве которых
производится разделение рода, а не те, помощью которых выявляется о надлежащей
полнотой сущность рода. Далее, род выходит за пределы различающего признака
по имеющимся в нем возможностям: живое существо в одних случаях обладает разумностью,
в других- не обладает. Далее, родам принадлежит приоритет по сравнению с различающими
признаками, которые стоят под ними, поэтому роды при своем упразднении упраздняют
эти признаки, но сами с упразднением этих последних не упраздняются: в самом
деле, с упразднением живого существа вместе с ним упраздняется <как>
разумность, <так> и неразумность; между тем различающие признаки еще
не упраздняют с собою рода: если бы они и все были упразднены, остается мыслимою
чувственная одушевленная субстанция, каковою <именно> и было живое существо.
Далее, род входит в состав того, что есть суть <вещи>; а различающий
признак - в состав того, что образует ее качество, как это <уже> сказано.
Далее, род для каждого вида- один, например, для человека-живое существо,
а различающих признаков- несколько, например - разумность, смертность, способность
обладать мыслью и знанием, чем (каковыми свойствами) он (человек) отличается
от других живых существ. Кроме того, род подобен материи, а различающий признак-
форме. И хотя имеются еще и другие, как общие, так и особые, свойства у рода
и у различающего признака, <но> достаточно и этих.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И У ВИДА
У рода и у вида общее то, что, как было указано, они сказываются
о многом; при этом, однако, возьмем вид в смысле вида, а не в смысле также
и рода, хотя одно и то жe является и видом и родом. Общим для них является
также, что они предшествуют тому, о чем сказываются, и что тот и другой представляют
нечто целое.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И ВИДОМ
Различаются они, поскольку род объемлет виды, а вида объемлются
<родами> и <сами> не объемлют их: ибо род идет <в своем охвате>
дальше, чем вид. Далее, роды должны предварительно лежать в основе и, подвергшись
оформлению через признаки, образующие виды, создавать завершенные виды, вследствие
чего роды и стоят прежде по природе. И со своим упразднением они упраздняют
<другое>, но <сами> не упраздняются вместе <с другим>, и
если существует вид, во всяком случае существует и род, но если существует
род, не обязательно существует и вид. И роды сказываются о подчиненных им
видах в том же самом значении, но виды отнюдь не сказываются о родах. Далее,
роды имеют перевес, охватывая стоящие под ними виды, а виды имеют перевес
над родами, благодаря наличию у них специально им присущих различающих признаков.
Далее, ни вид не может оказаться самым высшим родом, ни род -самым последним
видом.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА
У рода и у собственного признака общее-то, что они непосредственно
связаны с видами: если это-человек, тогда и - живое существо, и если это -человек,
тогда и-то, что наделено смехом. Также <общим между ними пишется> то,
что одинаковым образом сказывается род о видах и собственный признак- о причастных
ему индивидуальных вещах: ведь одинаковым образом и человек, и бык есть живое
существо, а Анит и Молит-<существа,> наделенные смехом. Обще для них
и то, что, сохраняя тот же самый смысл, сказывается и род о своих видах, и
собственный признак о <всем> том, у чего это- собственный признак.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И СОБСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ
Различаются они там, что род идет раньше, а собственный признак-
позже: должно существовать <быть дано> живое существо, а затем она должно
делиться посредством различающих и собственных признаков. И род сказывается
о нескольких видах, а собственный признак-<только> об одном виде <о
том>, у которого это- собственный признак. И для собственного признака
имеется взаимность оказывания <друг о друге с тем, у чего это -собственный
признак, между тем у рода не имеется взаимного оказывания: если это-живое
существо, то это <вещи> не человек, и <точно так же> если он наделен
смехом; если же это-человек, тогда и-<существо>, наделенное смехом,
и наоборот. Далее, собственный признак присущ во всем объеме тому виду, у
которого это -собственный признак, одному только этому виду и всегда, между
тем род присущ, правда, во всем объеме тому виду, для которого это- род, и
присущ <ему> всегда, однако же не присущ также и ему одному. Далее,
собственные признаки, в случае их упразднения, не упраздняют вместе <с
собой> также и роды, между тем роды, в случае их упразднения, упраздняют
вместе <с собой также и виды, которым принадлежат <название> собственных
признаки, так что, вследствие упразднения видов, которым принадлежат <эти>
собственные признаки, упраздняются вместе с тем и сами <эти> собственные
признаки.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РОДА И ПРИВХОДЯЩЕГО ПРИЗНАКА
У рода и у привходящего признака общее-то, что они, как было
указано, сказываются о многом, будут ли это отделимые привходящие признаки,
или это будут признаки неотделимые; ведь и движение сказывается о многих вещах,
и черный цвет о воронах, об эфиопах и о некоторых неодушевленных предметах.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ РОДОМ И ПРИВХОДЯЩИМ ПРИЗНАКОМ
Род отличается от привходящего признака тем, что сам он (род)
стоит впереди видов, между тем привходящие признаки -после видов: если взять
даже и привходящий признак неотделимый, все же то, к чему привходит что-нибудь,
идет раньше, нежели это привходящее свойство. И роду <всегда> одинаковым
образом причастно то, что <ему> причастно, между тем привходящему свойству
-неодинаковым: связь с привходящими свойствами может быть дана в усиленной
и ослабленной степени, между тем с родами- нет. Равным образом, привходящие
свойства основным образом находят себе опору в индивидуальных предметах, между
тем роды и виды по природе предшествуют индивидуальным субстанциям. И роды
высказываются о том, что стоит под ними, при указании его сути (существа),
между тем привходящие свойства-при указании, какого каждая вещь качества или
в каком находится состоянии: на вопрос, каков по качеству эфиоп, ты скажешь,
что черен и <на вопрос, в каком состоянии Сократ, скажешь, что он сидит
или гуляет.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
Как отличается род от остальных четырех "^логических моментов>,
это указано, но оказывается также, что каждый из всех остальных отличается
от четырех <других>, так что если всего дано <их> пять, а каждый
в отдельности отличается от четырех, тогда при помножении пяти на четыре общее
количество различий получается двадцать. Однако же дело обстоит не так, но
так как все время подсчитываются <только> те, которые идут дальше в
последовательном порядке, и двум <первым> недостает одного различия,
потому что оно уже было принято во внимание ранее, а трем- (еще) двух, четырем-<еще>
трех и пяти-<еще> четырех, <следовательно, всего получается десять
различии- четыре <да> три <да> два <да> одно. В самом деле,
род -отличается от различающего признака, от вида, от собственного признака
и от привходящего признака: значит, <здесь> четыре различия. Теперь,
какое различие определилось между различающими признаком и родом, об этом
сказано <тогда>, когда было указано, как отличается род от этого признака;
а затем еще остается сказать, какие различия <у этого же признака> с
видом, с собственным признаком и с привходящим признаком, и <таким образом>
их получается три. В свою очередь про вид было сказано, как он отличается
от различающего признака, когда говорилось, как отличается различающий признак
от вида; а как отличается вид от рода, было сказано, когда говорилось, как
отличается род от вида; помимо этого, значит, предстоит еще сказать, как он
(вид) отличается от собственного признака и от привходящего признака; таким
образом и этих различий <как раз> два. Что же касается собственного
признака, то здесь останется <указать>, как он отличается от признака
привходящего: как собственный признак отличается от вида, от различающего
признака и от рода, об этом сказано уже раньше -при указании, каковы различия
между ними и этим признаком. Если таким образом различия между родом и остальными
< логическими моментами> берутся <на учет> в четырех случаях,
различия между различающим признаком <и остающимися моментами>-в трех
случаях, различия вида- в двух, и различия собственного признака - в одном,
<именно> по отношению к признаку привходящему,- значит, всего различия
будут иметься в десяти случаях, и из этих различий четыре- это были различия
рода от других <логических моментов>, как мы в предшествующем показали.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И У ВИДА
Общее у различающего признака в у вида-то, что причастность
к тому и другому осуществляется <у того, что им причастно,> одинаковым
образом (на одних и тех же условиях): одинаковым образом причастны отдельные
люди как виду человека, так и различающему признаку разумности. Общим у них
является и то, что <оба> они всегда присущи тому, что им причастно.
Сократ всегда разумен, и Сократ всегда- человек.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ВИДОМ И РАЗЛИЧАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ
Характерным для различающего признака является, что он сказывается
о вещи при указании ее качества, для вида же, что <он сказывается> при
указании существа ("сути") вещи: ведь если человек и берется как <известное>
качество, он, можно сказать, является таковым но непосредственно, но поскольку
различающие признаки, присоединившись к роду, это качество установили. Далее,
<тот же самый> различающий признак часто усматривается у нескольких
видов, как наличие четырех ног у очень многих животных, отличающихся <между
собою> по виду, между тем вид имеет место в одних только индивидуальных
существах, подчиненных <данному> виду. Далее, различающий признак идет
раньше соответствующего ему вида: разумность со своим упразднением упраздняет
вместе <с собою> человека, между тем человек, при его упразднении, не
упраздняет разумность, раз существует бог. Далее, различающий признак допускает
объединение с другим различающим признаком: ведь разумность и смертность объединились
для установления человека; между тем вид не допускает объединения с <другим>
видом, так чтобы <вместе> породить какой-нибудь другой вид: отдельная
лошадь соединяется о отдельным ослом для порождения мула, но непосредственно
лошадь <как вид> в соединении с ослом <как видом> не могла бы
образовать мула <как вида>.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА
Различающий признак и собственный признак имеют общим то,
что вещи, им причастные, являются таковыми на разных условиях (одинаковым
образом): на одних и тех же условиях существа разумные обладают разумностью
и существа, способные смеяться, -способностью смеяться. Общим тому и другому
<из этих признаков> является также и то, что они всегда и во всех отдельных
случаях присущи <своим носителям>: ведь и тогда, если двуногое <существо>
будет покалечено, все же <и здесь > всегдашняя данность утверждается
в отношения природной способности, как и <существо>, наделенное смехом,
имеет <в отношении этого свойства> всегдашнюю данность благодаря природной
способности, а не потому, чтобы <такое существо> смеялось всегда.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ СОБСТВЕННЫМ И РАЗЛИЧАЮЩИМ ПРИЗНАКОМ
Характерным для различающего признака является, что он часто
утверждается относительно нескольких видов, как разумность и относительно бога
и относительно человека, между тем собственный признак-<лишь> относительно
одного вида, у которого это -собственный признак. И различающий признак <неуклонно>
следует за теми <видами>, у которых это был различающий признак, но обратное
следование не имеет в свою очередь места с неизбежностью; между тем собственные
признаки в отношении тех <видов>, у которых это -собственные признаки,
допускают взаимное высказывание, потому что здесь обратное следование имеет
место.
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА И У ПРИВХОДЯЩЕГО ПРИЗНАКА
У различающего признака и у привходящего признака общее-то,
что они сказываются больше, чем об одном <предмете>, также с признаками
привходящими и при этом неотделимыми у признака различающего общим является
то, что они бывают даны всегда и во всяком отдельном предмете: ведь обладание
двумя ногами бывает дано всегда у всех воронов и обладание черным цветом- также.
О СВОЕОБРАЗНЫХ ЧЕРТАХ У РАЗЛИЧАЮЩЕГО ПРИЗНАКА
И ПРИЗНАКА ПРИВХОДЯЩЕГО [С своей стороны] различаются эти признаки
тем, что признак различающий является объемлющим, объемлемым же нет: разумность
объемлет человека; между тем признаки привходящие в известном смысле оказываются
объемлющими, потому что они находятся у нескольких <носителей>, а в известном
смысле- объемлемыми, потому что <их> носители способны иметь не один привходящий
признак, по несколько. И различающий признак не поддается усилению и ослаблению,
между тем для признаков привходящих можно говорить о большой и о меньшей степени.
И противоположные различающие признаки не допускают отмщения, между тем противоположные
привходящие признаки могут быть смешаны между собою. Вот каковы, таким образом,
общие свойства и особенные у различающего признака и остальных моментов. Что
касается теперь вида, то в чем он отличается от рода и от различающего признака,
об этом сказано там, где мы говорили, как род отличается от остальных моментов
и как различающий признак отличается от этих моментов.
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У ВИДА : И У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА
У вида и у собственного признака общее-то, что они взаимно
сказываются друг о друге: если это-человек, то это -существо, наделенное смехом,
и если -существо, наделенное смехом, то-человек. А что наделенность смехом следует
<при этом> принимать в смысле природной способности смеяться, об этом
<уже> многократно било сказано. Общим является здесь также, что и тот
и другой даются <всему> одинаковым образом: одинаковым образом находятся
<даются> <всюду> виды в том, что им причастие, и собственные признаки
-в том, у чего это -собственные признаки.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ВИДОМ И СОБСТВЕННЫМ ПРИЗНАКОМ
Вид отличается от собственного признака тем, что вид может
быть родом у других <видов>, между тем собственный признак не может быть
собственным признаком <также> других <видов>. И вид стоит впереди
собственного признака, а собственный признак идет вслед за видом (примыкает
к виду): надо быть человеком, чтобы быть также наделенным смехом. Далее, вид
всегда бывает дан в субстрате в действительности, между тем собственный признак
-иногда также и в возможности: Сократ-это всегда человек в действительности,
но смеется он не всегда, хотя всегда обладает природной способностью к смеху.
Далее, всегда, где определения разные, и сами предметы определений разные: между
тем определение вида- быть подчиненным роду, сказываться о многих различных
по числу <предметах> при указании их существа и <так далее> в этом
роде, а определение собственного признака- принадлежать только одному <виду>,
.принадлежать всегда и во всем его объеме.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У ВИДА И У ПРИВХОДЯЩЕГО ПРИЗНАКА
У вида и у привходящего признака общее-то, что они оказываются
о многом, других же общих черт у них очень немного, потому что привходящий признак
и то, к чему он привходит, крайне далеко отстоят друг от друга.
О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ НИМИ
Характерные черты того и другого: для вида высказываться при
указании существа того, у чего это-вид, для привходящего признака-при указании
того, какого качества или в каком состоянии <данный предмет. И также то,
что каждая субстанция причастна одному виду, но нескольким привходящим признакам,
как отделимым, так и неотделимым. И виды мыслятся раньше, чем привходящие признаки,
даже и в том случае, если эти последние неотделимы (ведь должен быть налицо
субстрат, чтобы к нему что-нибудь могло превзойти), между тем привходящие признаки,
по природе; своей, возникают позже и носят характер случайного ("эпизодического").
Также причастность к виду дается <для всех охватываемых им предметов>
на равных условиях, а причастность к привходящему признаку, если даже это -неотделимый
признак, не на равных условиях: ведь и у одного эфиопа по сравнению с другим
возможен либо менее ярко выраженный черный цвет кожи, либо- более ярко.
Остается теперь сказать относительно собственного признака
и признака привходящего: ибо какая определилась разница между собственным признаком
и видом, различающим признаком и родом, - об этом <уже> сказано.
ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ
О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ОБЩЕГО У СОБСТВЕННОГО ПРИЗНАКА И У НЕОТДЕЛИМОГО
ПРИВХОДЯЩЕГО ПРИЗНАКА
У собственного признака и у неотделимого привходящего признака
общее-то, что без них не могут иметь место вещи, в которых они усматриваются:
как без наделенности смехом не получается человека, так и без черного цвета
не мог бы иметь места эфиоп. И как собственный признак присущ всему объему <своего
вида>, так же точно <присущ ему> и неотделимый привходящий признак.
О РАЗЛИЧИИ ЭТИХ ЖЕ ПРИЗНАКОВ
Разница между ними -в том, что собственный признак присущ <каждый
раз> только одному виду, как наделенность смехом - человеку, между тем неотделимый
привходящий признак, например, полнота, присущ не только эфиопу, но и ворону,
и углю, и эбеновому дереву, и некоторым другим вещам, а потому собственный признак
допускает взаимного высказывания. И причастность собственным признакам происходит
на одинаковых условиях <для всего объема входящим признакам в одних случаях
- больше, в других - меньше. Есть, правда, и другие общие и специальные черты
у указанных <логических моментов>, но достаточно и этих, чтобы различить
их <друг от друга> и выявлять (показывать) <их> общность.
|
|