НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ЯМВЛИХ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Глава II
3. Рассказывают, что
Анкей2, житель города
Самы на острове
Кефалении3, родился
от Зевса. Распространилась ли эта молва из-за его
добродетели или из-за величия его души, во всяком случае
здравомыслием и славой он превосходил прочих кефаленийцев.
Он получил оракул от Пифии вывести колонию из Кефалении,
Аркадии и Фессалии, присоединить жителей Афин, Эпидавра и
Халкиды и, возглавив их всех, заселить остров, называемый
за плодородие почвы и благополучие этой страны
Меламфиллом4 (Черные
листья), и назвать город Самосом в память Самы на Кефалении.
4. Оракул был таков:
Повелеваю, Анкей, чтобы Самос, остров морской, ты
Вместо Самы теперь заселил, его имя — Филлида.
Подтверждением тому, что колония была выведена из
вышеназванных мест, служат не только обряды почитания богов
и ритуал жертвоприношений (эти обряды происходят из тех
мест, откуда пришла большая часть мужей), но и родственные
связи и группировки, возникшие у самосцев. Предание гласит,
что Мнемарх5 и
Пифаида, родители Пифагора, происходили из семьи и
родственного союза, ведущего происхождение от Анкея,
основателя колонии.6
5. Хотя граждане Самоса признавали такое происхождение
Пифагора, некий самосский поэт утверждал, что Пифагор был
сыном Аполлона, в таких словах:
Фебу, Зевесову сыну, рожден Пифагор Пифаидой,
Той, что в самосской земле всех затмевала красой.7
Как возобладало это предание, следует рассказать
подробнее. Когда самосец Мнемарх был по торговым делам в
Дельфах вместе с женой, беременность которой еще не была
заметна, и спросил оракул относительно предстоящей поездки
в Сирию, Пифия предсказала, что это плавание будет очень
приятным и прибыльным и что его жена, которая уже
беременна, родит ребенка, который будет выделяться среди
всех когда-либо живших красотой и мудростью и своим образом
жизни принесет огромную пользу человеческому роду.
6. Мнемарх решил, что раз он не спрашивал о ребенке, то
бог не стал бы ничего пророчить о нем, если бы не собирался
сделать его избранным и божественно одаренным, и тотчас дал
своей жене имя Пифаида вместо имени Партенида, в честь сына
и предсказательницы.
7. Когда же она в Сидоне финикийском родила, он назвал
сына Пифагором, потому что Пифия предсказала ему его
рождение.8 Здесь
следует отклонить мнение Эпименида, Эвдокса и Ксенократа,
утверждавших, что Аполлон вступил в связь с Партенидой,
сделал ее беременной и предсказал через Пифию рождение
Пифагора.9 Эта точка зрения не заслуживает одобрения.
8. Но никто не сомневается в том, что душа Пифагора
была ниспослана людям по воле Аполлона как его
спутница10 или
находясь в еще более близкой связи с этим богом, если
принять во внимание обстоятельства его рождения и
всеобъемлющую мудрость его жизни. Вот что можно сказать о
рождении Пифагора.
9. Возвратившись из Сирии на Самос с огромной прибылью
и многим богатством, Мнемарх воздвиг святилище Аполлону,
назвав святилище Пифийским, а сына учил разнообразным и
достойным предметам, отдавая его в обучение то к Креофилу,
то к Ферекиду с
Спроса11, то почти
ко всем сведущим в божественных делах, чтобы он, в меру
своих сил, достаточно обучился и божественным предметам. Он
рос красивейшим из всех известных в истории людей и
подобным богу.
10. После смерти отца он стал самым почтенным и
благоразумным, и, будучи еще юным, он удостаивался
всяческого почтения и уважения со стороны старших. При
встрече и беседе он располагал к себе всех. Кто бы ни
взглянул на него, он всем казался удивительным, так что
многие естественно утвердились во мнении, что он — сын
бога. Он же, ободряемый такой репутацией, начатым с
младенчества воспитанием и богоподобной внешностью, все
больше стремился проявлять себя достойным этих преимуществ
и держал себя в дисциплине религиозными обрядами, учеными
занятиями и особым образом жизни. Благодаря спокойствию
души и сдержанности в поведении все, что он говорил и
делал, было полно спокойствия и неподражаемой
безмятежности. Не поддаваясь ни гневу, ни смеху, ни
зависти, ни соперничеству, ни какому-либо другому волнению
или торопливости, он жил на Самосе как добрый
демон12.
11. Поэтому еще в бытность его эфебом великая слава о
нем достигла мудрецов Фалеса в Милете и Бианта в
Приене13,
распространилась по окрестным с ними городам, и многие,
повсюду передавая рассказы о длинноволосом самосском юноше,
ставшем притчей во
языцех14,
обоготворяли и прославляли его. Когда стала утверждаться
тирания Поликрата15,
Пифагор, которому тогда было около восемнадцати лет,
предвидя, к чему она приведет и насколько она будет
препятствовать его цели и стремлению к знаниям, которое он
ставил превыше всего, ночью тайно от всех бежал. Вместе с
Гермодамантом, прозвище которого было Креофилей, потому что
он, как говорили, был потомком Креофила, гостеприимца
поэта Гомера (Пифагор стал, как представляется, другом и
учителем Гермодаманта во всех вещах), он переправился к
Ферекиду, физику
Анаксимандру16 и
Фалесу в Милет.
12. Он пробыл у каждого из них некоторое время, и в
результате общения все они его полюбили, удивлялись его
одаренности и сделали соучастником своих бесед. И более
того, Фалес радушно его принял и, удивившись его отличию от
других юношей, которое оказалось больше и превосходило
молву о нем, передал ему все знания, какие смог, и,
ссылаясь на свою старость и слабость, побудил его плыть в
Египет и самое главное — общаться в Мемфисе и
Диосполе17 со
жрецами, ибо у них он сам получил то, за что большинство
людей считало его мудрым. Фалес сказал, что он не получил
ни от природы, ни в результате выучки стольких достоинств,
сколькими обладает Пифагор, так что он предвещает ему
только хорошее: если Пифагор сблизится со жрецами, он
станет самым близким к богу и мудрейшим из людей.
к содержанию | примечания | к общему списку текстов
|
|