НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ЯМВЛИХ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Глава V
20. Узнанный некоторыми людьми старшего поколения, он
вызвал не меньшее, чем прежде, удивление, ибо он показался
им еще более прекрасным, мудрым и еще более подобным богу.
Когда отечество всенародно призвало его приносить пользу
всем согражданам и поделиться своими знаниями, он не
отказался и постарался представить свой способ обучения с
помощью символов, подобный тому способу, которым обучали в
Египте его самого, хотя самосцам была не по душе такая
манера обучения и они не усвоили ее с пониманием и так, как
должно.25
21. Поскольку никто не пришел к нему и не проявил
стремления к наукам, которые он всячески пытался насадить
среди эллинов, и поскольку он не испытывал презрения или
пренебрежения к Самосу — ведь это была его родина — и всей душой желал, чтобы соотечественники
почувствовали вкус к его учению если не по доброй воле, то
хотя бы хитростью, он придумал план: он стал наблюдать в
гимнасии за одним юношей, который ловко и умело играл в
мяч. Юноша был из числа тех, кто любит физические
упражнения и тренировки, но, с другой стороны, был бедным и
нуждающимся. Пифагор решил, что его легко удастся привлечь
к учению, если предоставить ему в изобилии содержание и
избавить от заботы о заработке. После того как юноша
совершил омовение, Пифагор подозвал его и пообещал ему
достаточное содержание и постоянную поддержку, если тот
воспримет от него постепенно, без напряжения и не торопясь,
чтобы сразу не перенапрячься, некоторые знания,
приобретенные им у варваров еще в молодости, а теперь
утрачиваемые из-за старости и забывчивости.
22. Когда юноша согласился в надежде на содержание, он
попытался обучить его числам и геометрии, все рисуя на
доске, и после объяснения каждой геометрической фигуры, то
есть после каждого чертежа, он выплачивал юноше каждый раз
вознаграждение по три обола.
23. Он продолжал делать это длительное время, ревностно
и наилучшим методом вводя в науку усердного ученика, и
давал ему три обола за изучение каждой геометрической
фигуры. Когда же юноша, ведомый мудрым путем, уже начал
ощущать и пользу, и удовольствие от этих занятий, мудрец,
понимая происходящее и то, что ученик его теперь самовольно
не уйдет и в любом случае не прекратит учение, стал
притворно ссылаться на свою бедность и недостаток денег.
24. Когда же тот сказал: «Я могу и без этого учиться и
усваивать уроки», Пифагор добавил: «Но я даже для себя
самого не имею необходимых средств. Поскольку нужно сделать
перерыв, чтобы обеспечить нас ежедневным пропитанием, то
нехорошо отвлекаться на задачи за счетной доской и на
бесполезные занятия». Юноша, не желая прерывать занятия,
сказал: «Я тебе в будущем все это доставлю и отплачу
заботой: за каждую геометрическую фигуру теперь я тебе буду
платить по три обола«.
25. И с той поры он так увлекся занятиями, что
единственный из всех самосцев уехал с Пифагором. Он
назывался тем же именем, но был сыном Эратокла. Ему
приписывают сочинения по умащению и предписания атлетам
того времени есть мясо вместо сушеных смокв. Эти
предписания неверно относят к Пифагору, сыну Мнемарха.
Говорят, что в это время Пифагор побывал на Делосе у так
называемого бескровного
алтаря26
Аполлона-Родителя и совершил там обряды, став предметом
удивления. Оттуда он отправился ко всем оракулам. Он также
побывал на Крите и в Спарте для изучения их
законов27. Изучив их
все, он вернулся домой и вновь обратился к прерванным
исследованиям.
26. Сначала он оборудовал в городе помещение для бесед,
называемое еще и поныне «Пифагоровым полукругом», в котором
самосцы до сих пор обсуждают общественные дела, ибо они
полагают, что о прекрасном, справедливом и полезном следует
совещаться именно в этом месте, которое обустроил человек,
проявивший себя в этих отношениях.
27. За городом Пифагор устроил себе жилище для
философствования в пещере и проводил в нем большую часть
дня и ночи.
Он исследовал то, что было полезным в науках, будучи
одного мнения в этом с Миносом, сыном Зевса. И он
значительно превосходил тех, кто позже занимался его
учением: они гордились незначительными исследованиями,
Пифагор же постиг целиком все небесные явления и усвоил это
посредством совокупности арифметических и геометрических
доказательств.
к содержанию | примечания | к общему списку текстов