НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ЯМВЛИХ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Глава VII
33. Теперь следует рассказать о том, как он приехал, у
кого он сначала остановился, что за речи были им
произнесены, на какие темы и к кому он с ними обращался.
Так нам проще будет понять содержание его занятий и его
образ жизни. Итак, говорят, что по прибытии в Италию он
увидел, какие города подчиняются другим городам, в течение
многих лет или недавно. Он привил им свободомыслие через
своих учеников, уроженцев этих городов, избавил от
зависимости и сделал свободными. Это Кротон, Сибарис,
Катана, Регий, Гимера, Акрагант,
Тавромений38 и некоторые другие.
Он дал им законы через Харонда из Катаны и
Залевка-локрийца39,
благодаря чему эти города надолго обрели прекраснейшее
законодательство и стали предметом зависти для соседей.
34. Как рассказывают, он совершенно устранил смуту,
разногласия и даже просто различие мнений не только среди
своих учеников и их потомков на много поколений, но и
вообще во всех городах Италии и Сицилии, как внутри них
самих, так и в их отношениях друг с другом. Он часто
произносил повсюду одно изречение, обращался ли он ко
многим или к немногим слушателям, подобное наставляющему
оракулу бога, своего рода квинтэссенцию его мыслей: «Любым
способом следует избегать и отсекать огнем, железом и всеми
другими средствами от тела болезнь, от души — невежество, от желудка — излишество, от города — смуту, от дома — раздор, от всего в целом — неумеренность». Этим изречением он напоминал всем о самом
ценном в своем учении.
35. Таковы были в то время общие черты его жизни в
словах и в поступках.
к содержанию | примечания | к общему списку текстов