НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ЯМВЛИХ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Глава XII
58. Говорят, что Пифагор первый стал называть себя
философом, не только придумав новое слово, но и прекрасно
обучая тому, что оно обозначает. Он говорил, что приход
людей в жизнь подобен толпе на празднике: там суетятся
разные люди, пришедшие каждый со своей целью (один
стремится продать товар подороже, другой — показать
телесную силу и добиться славы; но есть и третий, причем
самый свободный, род людей, которые собираются ради зрелищ,
прекрасных предметов, замечательных слов и деяний, которые
обычно показывают на праздниках). Так и в жизни
всевозможные люди собираются в одном месте, движимые
различными интересами: одних обуревает жажда денег и
роскоши, других привлекает власть, лидерство, соперничество
и честолюбие. Но самый чистый образ жизни у того, кто
занимается созерцанием прекрасного, и такой образ жизни
называется философским.
59. Прекрасно зрелище всего небосвода и движущихся по
нему звезд, если в этом движении виден порядок. Конечно,
это возможно посредством причастности первичному и
умопостигаемому. А первичным является природа чисел и
пропорций57,
пронизывающая все, в соответствии с которой все гармонично
соединено и подобающим образом украшено. И мудрость
поистине есть знание прекрасного, первичного, божественного
и чистого, всегда неизменного и действующего так, что все
прочее, причастное ему, также может быть названо
прекрасным. Философия же есть ревностное стремление к
такому созерцанию. Итак, прекрасна была эта его забота о
воспитании, имеющая целью исправление людей.
к содержанию | примечания | к общему списку текстов