НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ЯМВЛИХ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Глава XXI
После этого я расскажу об обычаях, которые он учил своих
учеников соблюдать в течение дня, и они, по его указаниям,
поступали так.
96. Утренние прогулки эти мужи совершали в одиночестве
и в таких местах, где были подходящие спокойствие и тишина,
где были храмы, священные рощи или что-либо другое,
отрадное для души. Они считали, что не следует встречаться
с кем-либо, прежде чем не приведешь в порядок собственную
душу и не настроишь гармонично разум, а для упорядочения
разума благоприятна именно такая тишина. Они считали, что
приходишь в смятение, если тотчас, встав с постели, идешь
толкаться среди шумной толпы, и поэтому все пифагорейцы
всегда выбирали места, наиболее подходящие для святилищ.
После утренней прогулки они встречались друг с другом, по
большей части в храмах или в других священных местах. Это
время они использовали для лекций и заучивания, а также для
исправления своего нрава.
97. После этих дел они занимались уходом за телом.
Большинство натиралось маслом и участвовало в беге, меньшая
часть занималась борьбой в садах и в рощах, некоторые
занимались прыжками с гимнастическими гирями или вели
кулачный бой, выбирая упражнения, соответствующие своей
силе. На завтрак они ели хлеб и мед или медовые соты, вина
днем не пили. После завтрака они занимались общественными
делами, чужеземцами и гостеприимцами — в соответствии
с предписаниями законов, так как со всем этим они хотели
управиться после завтрака. Вечером они снова стремились на
прогулку, но не порознь, как утром, а вдвоем или втроем,
припоминая уроки и посвящая себя благородным занятиям.
98. После прогулки они совершали омовение и после
омовения встречались за совместной трапезой, причем не
более, чем по десять человек. Когда сотрапезники
собирались, они совершали возлияния, приносили в жертву
благовония и ладан. Затем они шли на обед, чтобы закончить
его до захода солнца. На обед были вино, ячменный и
пшеничный хлеб, закуска, вареные и сырые овощи. Подавалось
и мясо жертвенных
животных89, рыбу они
ели редко, так как некоторые виды рыб по определенным
причинам считались непригодными для еды.
99. После обеда совершались возлияния, затем — чтение вслух. Обычно самый младший читал, а самый старший
указывал, что нужно читать и как читать.
Когда они собирались уходить, виночерпий наливал им вина
для возлияния, а после возлияния старший говорил так:
«Садовому и плодоносному растению не вредить и не губить
его, равно как и живому существу, если оно не способно
вредить человеческому роду, не причинять вреда и не губить
его».
100. Кроме этого: «К роду богов, роду демонов и роду
героев относиться хорошо и благоговейно, также как и к
родителям и
благодетелям»90.
«Закону помогать, с беззаконием
воевать»91. После
этих слов все расходились по домам. Одежду они носили белую
и чистую, постель также была белой и чистой. Одежда и
постель были из льна, так как овчинами они не
пользовались92.
Охоту они не одобряли и к такому виду упражнений не
прибегали. Вот какие были предписания на каждый день
относительно пищи и образа жизни для общины пифагорейцев.
к содержанию | примечания | к общему списку текстов