НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ЯМВЛИХ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Глава XXII
101. Другой способ воспитания известен из
«пифагорейских изречений», касающихся как образа жизни, так
и человеческих мнений, из множества которых приведу
несколько примеров. Пифагорейцы призывали изгонять дух
соперничества и вражды из истинной дружбы, а также из любой
дружбы, если это возможно, а если нет — то по крайней
мере из дружбы с отцом и вообще со старшими, также и из
дружбы с
благодетелями.93
Ведь состязание или спор с родителями и благодетелями под
влиянием приступа гнева или какой-нибудь другой страсти не
способствуют сохранению этой дружбы. Они говорили, что в
дружбе должно быть как можно меньше ран и язв. Это
происходит в том случае, если оба умеют уступать и смирять
свой гнев, но особенно если это делает младший, находящийся
в указанных
отношениях94.
Исправления и наставления, которые они называли
«настройкой», старшие должны производить над младшими, по
их мнению, с большой благожелательностью и осторожностью, и
при наставлениях следует проявлять большую заботу и
участие, тогда наставление будет приличным и полезным.
102. Из дружбы никогда не нужно изгонять доверия — ни в игре, ни в занятиях. Ведь дружба сохраняется с трудом,
если однажды в отношения тех, кто называет себя друзьями,
вкрадется ложь95. Не
нужно отказываться от дружбы из-за несчастья или неожиданно
оказавшись неспособным ее поддерживать, отказ от друга и
дружбы оправдан только из-за его большой испорченности и
неисправимости. Итак, вот что такое было исправление,
совершавшееся у них посредством изречений, и оно
распространялось на все добродетели и на жизнь в целом.
к содержанию | примечания | к общему списку текстов