НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ЯМВЛИХ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Глава XXIII
103. Важнейшим у него был способ обучения посредством
символов. Этот способ, как очень древний, был в почтении
почти у всех эллинов, но особенно был разработан
египтянами. В этом отношении также и Пифагор считал очень
важным, если кто-либо мог понятно разъяснить значение и
тайный смысл пифагорейских символов и показать, как много
правильного и истинного содержится в них, если раскрыть и
освободить их от иносказательной формы и сблизить эти
символы с их простым и безыскусным учением, с величием этих
философов, признанных, подобно богам, превышающими
человеческое разумение.
104. Те, кто принадлежал к этой школе, особенно самые
старшие, современники Пифагора, а также те, кто начинал
учебу, когда Пифагор был уже стар, то есть Филолай, Эврит,
Харонд, Залевк, Брисон, Архит старший, Аристей, Лисид,
Эмпедокл, Замолксис, Эпименид, Милон, Левкипп, Алкмеон,
Гиппас, Тимарид96 и
все те, кто был с ними связан, — множество
замечательных и выдающихся мужей, — свои разговоры и
беседы друг с другом, воспоминания и заметки, сами
сочинения и все издания, большая часть которых сохранилась
до наших дней, не писали общеупотребительными,
простонародными и привычными выражениями и не создавали
понятными для слушателей, которые стремятся к тому, чтобы
сказанное ими охотно повторяли, но, согласно предписанному
им Пифагором молчанию, они занимались божественными
мистериями и методами преподавания, закрытыми для
непосвященных, и с помощью символов скрывали смысл своих
диалогов и сочинений.
105. И если кто-нибудь, выбрав эти символы, не раскроет
их смысла и не объяснит без насмешек, то их содержание
покажется слушателям смешным и пустым, полным вздора и
пустословия. Но если эти символы будут раскрыты
соответственно их стилю, они станут для многих не темными,
а ясными и чистыми. Они окажутся подобны неким оракулам и
изречениям Аполлона, обнаружат замечательный образ мысли и
сообщат божественное вдохновение тем, кто правильно понял
их смысл. Неплохо упомянуть некоторые из них, чтобы более
ясно представить этот метод обучения: «Мимоходом не следует
ни входить в храм, ни вообще поклоняться богам, даже если
будешь проходить мимо самых дверей»; «приноси жертвы и
поклоняйся богам босым»; «избегая многолюдных дорог, ходи
тропинками»; «о пифагорейских вещах без света не говори».
Таков, в общих чертах, был его метод обучения посредством
символов.
к содержанию | примечания | к общему списку текстов