НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ
ЯМВЛИХ
ЖИЗНЬ ПИФАГОРА
Глава XXXI
187. За рассказом о справедливости Пифагора последует
рассказ о его благоразумии — в чем оно выражалось и
как он передал его ученикам. Уже упоминались общие
наставления относительно
благоразумия174, в
которых предписывалось отсекать огнем и железом всякую
несоразмерность. Такого же рода требования воздерживаться
от употребления в пищу одушевленных существ и от
употребления некоторых видов пищи, вызывающих
неумеренность, и обычай подавать при трапезах изысканные и
дорогие яства, а затем отдавать их рабам только для того,
чтобы умерить страсть к ним, и дозволение носить золотые
украшения одним гетерам, но не благородным женщинам, и
поддержание ума бодрым и свободным от того, что этому мешает.
188. Кроме того, к этой же добродетели следует отнести
также словесную сдержанность и полное молчание, которые
способствуют владению языком; и напряженное и неустанное
постижение и изучение труднейших основоположений, и поэтому
воздержание от вина, умеренность в пище и сне, неподдельное
отвращение к славе, богатству и подобным вещам; искреннее
уважение к старшим, неподдельное чувство близости и
дружелюбие в отношении ровесников, безотказное участие и
поощрение в отношении младших, и все прочее такого рода.
189. Из того, что рассказывают Гиппобот и Неант о
пифагорейцах Миллии и
Тимихе175, можно
понять благоразумие этих мужей и как им внушил его Пифагор.
Они рассказывают, что правитель Дионисий, хотя и сделал все
возможное, не добился дружбы ни одного из пифагорейцев,
потому что они остерегались и сторонились его единовластия
и беззакония. Он послал отряд в тридцать человек под
предводительством сиракузянина Эвримена, брата
Диона176, навстречу
пифагорейцам, чтобы устроить им засаду, когда они совершали
свой обычный переход в положенное время из Тарента в
Метапонт, так как они соответственно смене времен года
выбирали для этого подходящие места.
190. В Фанах, ущелье близ Тарента, через которое лежал
их путь, Эвримен устроил засаду, спрятав большую часть
отряда. Когда ничего не подозревавшие пифагорейцы в полдень
пришли к этому месту, воины, подняв военный крик, напали на
них как разбойники. Пифагорейцы испугались и были приведены
в смятение внезапностью нападения и большим числом воинов
(самих их было около десяти). Так как они были бы
захвачены, если бы сражались безоружные с хорошо
вооруженными воинами, они решили спастись бегством, не
считая это противным добродетели. Ведь они знали, что
мужество — это знание того, чего следует избегать, а
что следует терпеть, как этого требует разум.
191. И беглецы уже были близки к спасению (ведь воины
Эвримена с тяжелым оружием отстали, преследуя их), если бы
не очутились на каком-то поле, засеянном бобами, которые
как раз цвели. Не желая нарушить заповедь, предписывающую
не касаться бобов, они остановились и были вынуждены
обороняться от преследователей камнями, палками и чем
попало до тех пор, пока они не отбили их, убив одних и
ранив многих других. Но все же воины убили их всех, никого
не взяли в плен живым, и за эти бобы они с радостью
встретили смерть соответственно заповедям школы.
192. Эвримен и его воины были в большом смущении, что
они не могли привести ни одного живого к Дионисию, который
для этого их и посылал. Итак, насыпав над погибшими земли и
устроив там кладбище героев, воины пошли домой. Затем им
встретились кротонец Миллий и лаконянка Тимиха, его жена,
отставшие от всех, потому что Тимиха была уже на последнем
месяце беременности и шла медленно. Обрадовавшись, что их
можно взять живыми, воины содержали их под стражей очень
бережно и заботливо и привели к Диониию.
193. Узнав о случившемся, он очень опечалился и сказал:
«Но вы за всех получите от меня заслуженные почести, если
будете моими соправителями». Но когда Миллий и Тимиха на
все его обещания ответили отказом, Дионисий сказал:
«Объясните мне хотя бы одну вещь, и вы выйдете на свободу с
подобающей охраной». Когда Миллий спросил, что хочет знать
Дионисий, тот сказал: «То, почему твои товарищи предпочли
умереть, чем наступить на бобы». На что Миллий тотчас
ответил: «Они претерпели смерть, чтобы не наступить на
бобы, я же предпочту скорее наступить на бобы, чем сказать
тебе, почему они это сделали».
194. Пораженный его ответом, Дионисий приказал отдать
его под стражу, а Тимиху пытать (он думал, что беременная
женщина, и к тому же изолированная от мужа, легче выдаст
тайну из страха перед пытками), но благородная женщина,
стиснув язык зубами, отгрызла его и выплюнула в лицо
тирану, показав, что если ее женская природа, побежденная
пытками, будет вынуждена открыть что-либо из того, что
держат в тайне, то орудие этого она отбросила от себя. Вот
как не любили пифагорейцы вступать в дружеские отношения
вне школы, даже если это были отношения с царями.
195. Подобные предписания были у них и относительно
молчания, способствующего умеренности в поведении. Ведь
владение языком — самый трудный вид самоконтроля.
Именно благоразумие побудило Пифагора внушить кротонцам
воздержание от нечестивых и незаконных связей с
наложницами, а также исправление музыкой, с помощью которой
Пифагор привел к благоразумию безумного от любви
юношу.177 К той же
добродетели относится заповедь не поддаваться высокомерию.
196. Все это предписал ученикам Пифагор, и
первооткрывателем этого был он сам. Они всегда обращали
внимание на то, чтобы тело было в одном и том же состоянии:
чтобы не было так, что оно то сморщивается, то делается
тучным, так как они считали это свидетельством
беспорядочного образа жизни. То же самое касается образа
мыслей: они не были то веселы, то унылы, но постоянно
пребывали в спокойной радости. Они избегали гнева, уныния и
беспокойства, и у них была заповедь, что никакое
человеческое несчастье не должно быть неожиданностью для
разумного существа, но следует ожидать всего, над чем сами
они не властны. Если же ими когда-либо овладевал гнев,
печаль или что-то другое в этом роде, то они уходили прочь,
и каждый наедине с собой старался сдержать и излечить это
состояние души.
197. О пифагорейцах говорят и такое: никто из них в
гневе не наказывал рабов и не наставлял свободного
человека, но каждый ждал, когда восстановится душевное
спокойствие (вразумление они называли «настройкой»), и они
восстанавливали душевное спокойствие молчанием и
спокойствием. Во всяком случае, Спинтар часто рассказывал
об Архите из Тарента такой случай: после длительной отлучки
он вернулся в свое имение, как только закончился поход,
который город предпринял против мессапов, и когда увидел,
что управляющий и другие рабы плохо работали и совершенно
обленились, то, придя в ярость и гнев, как и любой другой в
таком случае, он сказал им, как представляется, только вот
что: им повезло, что он на них рассердился, и если бы не
это, они бы не остались безнаказанными после такого
проступка.
198. Спинтар говорил, что и о Клинии рассказывали нечто
подобное, ибо он тоже откладывал все увещания и наказания
до тех пор, пока не восстановит спокойствие души.
Пифагорейцы чуждались жалоб, слез и подобных вещей,
и ни корысть, ни стремление к чему-либо,
ни гнев, ни тщеславие, ни что-либо другое в таком роде не
становились причиной раздора, но все они относились друг к
другу так, как заботливый отец относится к детям.
У них также был замечательный обычай приписывать все
Пифагору и нисколько не присваивать себе славы
первооткрывателей, кроме, может быть, нескольких случаев. И
действительно, про очень немногих пифагорейцев известно,
что они были авторами сочинений.
199. Замечательно также и их упорство в неразглашении
учения: за столько лет до поколения Филолая, как
представляется, никто не столкнулся ни с одним
пифагорейским сочинением. Филолай первым из пифагорейцев
опубликовал три нашумевшие книги, которые, как говорят,
Дион из Сиракуз купил за сто мин по указанию Платона, когда
Филолай впал в крайнюю нужду (Филолай принадлежал к
пифагорейскому братству и поэтому был знаком с их книгами).
200. О славе они, как говорят, высказывались так.
Неразумно обращать внимание на любое мнение всякого
человека, и особенно если это мнение большинства. Хорошо
понимать и судить дано немногим. Ясно, что это могут делать
лишь знающие люди, а таких немного, так что понятно, что на
многих эта способность не может распространяться. Но
неразумно и презирать любые соображения и мнения, ибо может
оказаться, что тот, кто так настроен, невежествен и
неисправим. Незнающему необходимо учиться тому, чего он не
понимает и не знает, а тому, кто учится, необходимо
обращать внимание на понимание и мнение знающего и
способного научить,
201. и, говоря в целом, необходимо, чтобы юноши,
которые хотят быть благополучными, обращали внимание на
соображения и мнения старших и проживших хорошую жизнь. В
человеческой жизни в целом есть определенные возрастные
этапы (говоря их словами), которые обычному человеку
невозможно сочетать друг с другом. Эти периоды находятся в
конфликте друг с другом, если никто не руководил человеком
благородно и правильно с рождения. Поэтому необходимо,
чтобы благородное, благоразумное и подобающее мужчине
воспитание ребенка переходило в большей своей части
юношескому возрасту, так же как и забота о юноше и его
воспитание, если они благородны, достойны мужчины и
благоразумны, переходили бы в большей части взрослому
возрасту, поскольку то, что происходит с большинством
людей, нелепо и смешно.
202. Люди думают, что детей нужно приучать к порядку и
благоразумию, а также к уклонению от всего, что считается
грубым и постыдным; а когда дети становятся юношами, то они
получают свободу, по крайней мере у многих, делать все, что
они захотят. В этом возрасте бывает неправильное поведение
и того, и другого рода, ибо юноша совершает многие и
детские, и взрослые ошибки. Избегать всякого усилия и
порядка, попросту говоря, гоняться за разного рода
забавами, шалостями и ребяческими дерзостями в высшей
степени свойственно детскому возрасту. Поэтому такое
настроение из этого возраста переходит в юношеский. А
сильные желания, так же как и честолюбие и прочие порывы и
состояния угнетенности и смятения, приходят в юношеский
возраст из зрелого. Поэтому юношеский возраст, по сравнению
с другими возрастами, требует наибольшего внимания.
203. Говоря в целом, никогда не нужно позволять
человеку делать все, что он захочет, и всегда должны быть
законные и пристойные руководство и власть, которым будет
послушен каждый гражданин. Ведь живое существо, оставленное
в одиночестве и пренебрежении, быстро впадает в порочность
и низость. Говорят, что они часто спрашивали и обсуждали
вопрос, почему мы привыкли давать пищу детям своевременно и
в умеренном количестве и почему считаем своевременность и
умеренность для них полезными, а противоположные качества,
беспорядочность и неумеренность, вредными (вот почему более
всего порицают пьяниц и обжор). Ведь если ничто из этого не
значимо для нас в зрелом возрасте, нет смысла приучать нас
к такому порядку в детстве. То же самое касается и других
привычек.
204. Но у домашних животных ничего подобного не
наблюдается. Напротив, с самого начала и щенка, и жеребенка
приучают к тому, что им нужно будет делать тогда, когда они
вырастут. В целом говорили, что пифагорейцы призывали тех,
кто общался с ними, и тех, кто вступал в их сообщество,
остерегаться наслаждения, если вообще что-либо заслуживает
осторожности, ибо ничто не обманывает нас и не ввергает в
заблуждение так, как страсть к наслаждениям. Вообще, как
представляется, они старались никогда ничего не делать ради
наслаждения (ибо эта цель во многом постыдна и вредна), но
поступать во всем, имея в виду, во-первых, прекрасное и
благопристойное, а затем полезное, а такой выбор требует
неординарного решения.
205. О так называемой телесной страсти, как говорят,
эти мужи рассуждали так. Сама страсть есть некая
устремленность души, порыв, стремление либо к некому
удовлетворению, либо к наличию определенного ощущения, либо
к настроению, отражающему состояние чувств. Но бывает
страстное желание и противоположных вещей, например,
желание опорожнения, отсутствия ощущения или нежелание
воспринимать некоторые вещи. Это состояние души сложно и,
пожалуй, наиболее разнообразно из всех человеческих чувств.
Но большую часть страстей люди приобрели и развили сами, и
поэтому это состояние души требует величайшего внимания и
заботы и незаурядной физической подготовки. Ведь желание
пищи после опорожнения тела естественно, как и естественно,
наоборот, желать после наполнения соответствующего
опорожнения. Желание же излишней пищи, или бесполезной и
роскошной одежды и постели, или бесполезного, дорогого и
роскошно отделанного жилья есть желание приобретенное. То
же касается обстановки, утвари, слуг и животных,
употребляемых в пищу.
206. Вообще, почти из всех человеческих страстей
желание таково, что оно ни на чем не останавливается и
уводит в бесконечность. Поэтому с самого раннего детства
подрастающее поколение должно быть предметом заботы, чтобы
дети желали того, что следует, остерегались пустых и
бесполезных желаний, оставались безмятежными и свободными
от подобного рода стремлений и презирали то, что
заслуживает презрения, и тех, кто запутался в этих
страстях. Особенно заметны напрасные, пагубные, бесполезные
и дерзкие стремления, исходящие от людей, находящихся у
власти, и нет ничего столь нелепого, к чему не устремлялась
бы душа этих детей, мужчин и женщин.
207. Вообще в человеческом роде существует огромное
разнообразие всевозможных желаний. Об этом ясно
свидетельствует разнообразие пищи: безгранично множество
плодов и корней, которые употребляет в пищу человеческий
род. Более того, употребляется в пищу и разнообразное мясо,
и трудно найти на суше, в воде и в воздухе такое животное,
мясо которого не отведывал бы человек. Для этого придуманы
все возможные способы приготовления пищи и самые разные
способы сочетания вкусов. Поэтому человеческий род
действительно склонен к разным формам безумия, отражающим
душевные порывы.
208. Ведь каждый вид пищи вызывает определенное
состояние души. Но люди замечают лишь то, что сразу
оказывается причиной перемены душевного состояния, как,
например, вино: выпитое в большом количестве, до известного
предела оно вызывает веселье, а затем делает людей
безумными и безобразными. А того, что не проявляет такого
воздействия, люди не замечают. Между тем, все, что
употребляется в пищу, вызывает определенное состояние души.
Поэтому лишь обладающие большой мудростью могут понять и
увидеть, что и в каком количестве нужно употреблять в пищу.
Это знание было вначале у Аполлона и Пеана, а затем у
учеников Асклепия.
209. Что касается деторождения, то они, как говорят,
утверждали следующее. Вообще они считали нужным
предостерегать против того, что называется преждевременным
плодом (ведь ни у растений, ни у животных такие плоды не
бывают зрелыми), и до плодоношения должно пройти некоторое
время, чтобы семена и плоды произошли из сильных и
совершенных тел. Поэтому нужно, чтобы мальчики и девочки
воспитывались в трудах и в физических упражнениях и
соответствующей выносливости и получали пищу соответственно
своей трудовой, благоразумной и терпеливой жизни. В
человеческой жизни есть многое такое, что лучше узнать
позже, и сюда относятся любовные наслаждения.
210. Поэтому подросток должен воспитываться так, чтобы
не стремиться к такой близости до двадцати лет, а достигнув
этого возраста, заниматься этим, но редко, и в том случае,
если физическое здоровье признается достойным и прекрасным,
ведь невоздержанность и здоровье в одном человеке
несовместимы. Из тех обычаев, которые существовали еще
раньше в греческих городах, пифагорейцы, как говорят,
хвалили такие, которые запрещали сходиться с матерью,
дочерью и сестрой или делать это в храме и открыто, так как
хорошо и полезно, если для проявлений этой страсти
существует как можно больше препятствий. Эти мужи, как
представляется, полагали, что следует предотвращать
рождение, противное природе, или рождение в результате
насилия, а из тех, кто произведен полноценным и
благоразумно, оставлять лишь таких, кто рожден в результате
осмысленного и законного деторождения.
211. Они считали, что родители должны многое
предусмотреть для своего будущего ребенка. Первая и главная
предосторожность состоит в том, чтобы приступать к
деторождению, ведя в прошлом и в настоящем благоразумный и
здоровый образ жизни, не употребляя пищу неумеренно и
несвоевременно, а также не употребляя такой пищи, от
которой ухудшаются телесные свойства; не говоря о самом
худшем — пьянстве, так как они считали, что от
плохого, нестройного и беспорядочного смешения возникают
плохие семена.
212. В общем, они полагали, что очень легкомысленно и
непредусмотрительно поступает тот, кто собирается
произвести на свет ребенка, дать ему рождение и
существование, но не заботится самым старательным образом о
том, чтобы его приход к бытию и жизни был как можно более
радостным. Напротив, любители собак со всей тщательностью
заботятся о них, чтобы щеночки рождались от кого нужно и
когда нужно и чтобы их родители имели соответствующие
качества. Точно так же поступают и любители птиц.
213. Ясно, что и те, кто занимается разведением других
животных, прилагают всяческие старания, чтобы их потомство
было такое, какое надо. Люди же не принимают во внимание
собственных отпрысков, производят их необдуманно и как
попало, во всем поступая небрежно, а после этого кормят и
воспитывают их с полным небрежением. А это самая главная и
ясная причина того, что многие люди дурны и порочны, ибо
многие люди производят потомство подобно животным и
необдуманно. Вот какие предписания и нравы проявляли на
словах и на деле в сочетании с благоразумием эти мужи, с
самого начала получившие заповеди, как оракулы пифийского
бога, от самого Пифагора.
к содержанию | примечания | к общему списку текстов