Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

все ссылки на этой странице открываются в новом окне


36. ион из хиоса
а. свидетельства о жизни, сочинениях и учении

1. ГАРПОКРАТИОН, под словом «Ион: [Его упоминает] Исократ в речи «Об обмене имуществом» [см. А 6]. По-видимому, оратор упоминает в данном месте трагического поэта Иона, который был родом из Хиоса, сыном Ортомена, прозванного Ксуфом. Он написал много лирических стихотворений и трагедий, а также философское сочинение, озаглавленное «Триагм» [= «Троица»], подлинность которого, по словам Каллимаха, оспаривается Эпигеном, Согласно Деметрию из Скепсиса и Аполлониду Никейскому, в некоторых [списках] заглавие имеет множественное число «Триагмы» [следует фр. В 1].


2. АРИСТОФАН. Мир (поставлена весной 421 г.), ст. 832 сл.:

А что, правду говорят, что, как помрем.
Так становимся звездами на небе?
— Так и есть. — А что это там сейчас за звезда?
835— Ион из Хиоса: когда-то он сочинил
Здесь про Утреннюю Звезду, а как вознесся, тут же
Его все стали звать «Утренней Звездой»

416


Схолии к этому месту: Ион из Хиоса: дифирамбический, трагический и лирический поэт. Он сочинил песнь, начало которой: «Будем ждать небоходную Утреннюю Звезду, белокрылого предтечу Солнца!» [фр. 9 Diehl=фр. 6, № 745 PMG]. Из этих стихов явствует, что к тому времени он уже умер. Поэтому Аристофан в шутку говорит, что его прозвали «Утренней Звездой». Он был очень знаменит. Написал также комедии, эпиграммы, пеаны, гимны, сколии, энкомии, элегии и прозаическую речь «О посольстве», которую некоторые считают подложной, а не его. Сохранились также его «Основание [Хиоса]», «Космологическая речь», «Воспоминания» и другие сочинения. — И был очень знаменит. Говорят, что он участвовал сразу в дифирамбических и трагических состязаниях в Аттике, и вышел победителем, и в знак расположения послал афинянам даром хиосского вина. Имеется диалог философа Сократа, посвященный ему и озаглавленный «Ион». Упоминает о нем и Каллимах в «Холиямбах» [фр. 203 Pfeiffer] по поводу того, что он много написал.


3. СУДА, под словом «Ион из Хиоса»: Трагик, лирик и философ, сын Ортомена, прозванного Ксуфом. Начал ставить трагедии в 82-ю олимпиаду [452—449 гг. до н. э.]. Число его драм составляет 12, по другим — 30, по третьим — 40. Написал также «О небесных явлениях» и фиктивные речи. Аристофан называет его в шутку «Утренней Звездой». Победив в Афинах на трагических состязаниях, он поставил каждому афинянину по амфоре Хиосского.


4. ПСЕВДО-ЛОНГИН. О возвышенном, 33, 5: Кем бы ты предпочел быть в лирике — Вакхилидом или Пиндаром? А в трагедии — Ионом из Хиоса или Софоклом? Вакхилид и Ион всегда отличаются безукоризненной гладкостью и изяществом слога, а Пиндар и Софокл то словно воспламеняют все в порыве, то, непонятно почему, часто угасают и допускают досаднейшие промахи, — это правда. И все же никто, находясь в здравом уме, не променяет одну-единственную драму — «Эдипа» — на все сочинения Иона, вместе взятые.


5. Аттическая надпись середины 5-го в. до н. э. (С.I.G. I, 395=ed. min. 604; восстановление ненадежно): Ион [?] посвятил статую [?] Афине.


6. ИСОКРАТ, XV, 268: [Юноши должны некоторое время изучать философию, но не должны увлекаться] учениями старинных софистов [= «философов»], один из которых утверждал, что сущих бесконечно много, Эмпедокл — что четыре, да eщe Распря и Любовь в них. Ион — что не больше трех, Алкмеон — только два, Парменид и Мелисс — только одно, Горгий — вообще ни одного.

*АРИСТОТЕЛЬ. О возникновении и уничтожении, В 1. 329 а 1: Одни [полагают элементами] огонь и землю, другие добавляют к ним третий — воздух, а иные и четвертый — воду, как Эмпедокл.

ФИЛОПОН. Комм. к этому месту, 207,18: Огонь и землю полагал Парменид, те же элементы вместе с воздухом — трагический поэт Ион из Хиоса, а Эмпедокл полагал четыре.


7. Мнения философов (Стобей), II, 25, 11 («О субстанции Луны»): Согласно Иону, тело, где-то стекловидное, прозрачное, где-то светонепроницаемое.



в. фрагменты

Триагмы

1. ГАРПОКРАТИОН, под словом «Ион» [после А 1]: Из сочинения его приводят следующие [начальные строки]:

417


Начало моей речи: всех [вещей] — по три и ничуть не больше и не меньше этих трех. Добродетель каждого — троица: ум, сила, удача.


2. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, VIII, 8: Ион из Хиоса говорит в «Триагмах», что Пифагор сочинил кое-что в стихах и приписал [эти произведения] Орфею.

КЛИМЕНТ АЛЕКС. Строматы, 1, 131 (т. II, с. 81, 11 St.): Ион из Хиоса сообщает в «Триагмах», что Пифагор приписал Орфею некоторые [свои сочинения]. Эпиген же и т. д. [ср. гл. 15].

СУДА, под словом «Орфей» [ср. 1 А 1]: Написал «Триагмы», которые приписывают трагику Иону, в них входят «Священные одежды».



Из неизвестных прозаических сочинений

3. ПЛУТАРХ. Об удаче римлян, I, 316 D: Поэт Ион в своих прозаических сочинениях говорит, что удача не имеет ничего общего с умением, но приносит плоды, которые невозможно отличить от плодов умения. Ср.: ПЛУТАРХ. Застольные вопросы, VIII, 1, 1: По его [Диогениана Пергамского] словам. Ион недурно сказал об удаче: насколько она отличается от умения, настолько похожи между собой их плоды.


3а. ВАРРОН, фр. 3 Funaioli: Как пишет Ион, имеется двадцать пятая буква, которую называют «агма». Ни у греков, ни у латинян она не имеет своего начертания, но произносится одинаково, как в словах aggulus, aggens, agguilla, iggerunt. В таких словах греки и наш Акций пишут два G, другие — N и G и т. д.


3b. Lexicum Sabbaiticum, ed. Papadopulos, под словом «единомыслящих»: У Иона встречается выражение «единомыслящих и связанных договором [?]».


3с. ФИЛОДЕМ. О благочестии, с. 13 G: [Ион называет Мусея] «упавшим с Луны».


4. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 120: Ион из Хиоса говорит о нем [Ферекиде]:

Так-то вот, мужеством он и стыдом украшенный равно.
Даже по смерти душой жить продолжает во сласть.
Если и впрямь мудрец Пифагор обо всех человеках
Судьб назначенья узрел и в совершенстве постиг.
5.КЛЕОНИД. Введение в гармонику, 12: Применительно к звуку употребляют термин «тон» те, кто называет лиру «семитональной», как, например, Терпандр и Ион. Терпандр говорит [следует фр. 4 Diehl], а Ион:

Лира в одиннадцать струн! С десятиступенчатым строем
Для троичных путей лада созвучных годна!
Прежде была ты в семь струн, на тебе бряцали в четверки
Эллины все той порой, жалку музыку творя…



(418)


назад к оглавлению