2. мусей
а. мифическая биография.
сочинения под именем мусея
Ср. 1 А 1 b, А 10, А 11, А 14 а; 1 В 4, В 5, В 11.
1. СУДА, под словом «Мусей»: Мусей Элевсинский из Афин, сын Антифема, сына Экфанта, сына Керкиона, которого победил в войне Тесей, и Селены. Эпический поэт,
ученик Орфея (но скорее старше его): был в расцвете при втором Кекропе и написал
«Наставления» к сыну Евмолпу [объемом] в 4000 стихов и множество других сочинений.
1а. ГАРПОКРАТИОН, под словом «Мусей»: Лисий в обвинительной речи против Миксидема [фр. 176 Sauppe] — если только эта речь подлинная — говорит: «И двое малых [= рабов] у него в свите: одного из них он зовет Мусеем, другого — Гесиодом». Ясно, что обвиняемый нарочно назвал так слуг. А о Мусее Аристоксен говорит в сочинении «О Праксидаманте» [фр. 91 Wehrli], что одни считают его уроженцем Фракии, другие — автохтоном из Элевсина. Среди прочих о нем писал и Главк [из Регия] [фр. 1 FHG].
2. ГЕРМЕСИАНАКТ. Леонтион, ст. 15 (у Афинея, XIII, 597 D):
15 Также сын Мены Мусей, радетель Харит, не оставил
Непочтенной [жену] Деиопею [свою].
С громким криком «Эвай» близ Элевсинского брега
Тайну вещих словес мистам открыла она:
Так по святому обряду Рарийскую чтила Деметру.
20 Слава не меркнет ее даже в Аидовой тьме.
3. ПСЕВДО-АРИСТОТЕЛЬ. Об удивительных слухах, 131, 843 b 1: Говорят, что
когда афиняне строили храм Деметры Элевсинской, то нашли погребенную под камнями
медную стелу, на которой было написано: «Это могила Деиопы». По словам одних, она
была женой Мусея, по словам других, — матерью Триптолема.
3 а. Схолии к СОФОКЛУ, Эдип в Колоне, 1053: Некоторые говорят, что Евмолп изобрел посвящение в мистерии, ежегодно справляемое в Элевсине в честь Деметры и Коры. А вот Андрон [FGrHist 10 F 13] пишет, что посвящение в мистерии изобрел не <этот> Евмолп, а его одноименный потомок в пятом колене; от Евмолпа, по его словам, родился Керик, от Керика—Евмолп, от Евмолпа—Антифем, от Антифема — поэт Мусей, а от него — тот Евмолп, который открыл посвящение в мистерии и стал иерофантом.
4. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, I, 3: В Афинах жил Мусей, в Фивах — Лин. Первого из них называют сыном Евмолпа, он первым сочинил «Теогонию» и «Сферу» и утверждал, что все вещи возникают из одного и в одно разрешаются.
5. ПАВСАНИЙ, I, 22, 7: [Описание пинакотеки на Афинском Акрополе]. Как минуешь картины с изображением мальчика, несущего гидрии, и борца, которого написал Тименет, увидишь Мусея. Я читал эпические стихи, в которых сказано, что Мусей получил от Борея в дар способность летать, но сдается мне, что их сочинил Ономакрит. И вообще [из всего, что приписывают Мусею], ничто не принадлежит ему наверняка кроме «Гимна к Деметре для Ликомидов» [фр. В 20].
5 а. ПЛАТОН. Государство 363 с = 1 В 4.
6. Схолии к АРИСТОФАНУ, Лягушки, 1033: По словам Филохора [F 209 Jac], Мусей — сын Селены и Евмолпа. Он сочинил Избавления, Посвящения в таинства и
66
Очищения. Софокл [фр. 1012 Nauck] называет его хресмологом [собирателем оракулов или прорицателем].
7. СЕРВИЙ. Комментарий к «Энеиде», VI, 667: Он [Мусей] был богословом после Орфея, и мнения о нем различны: одни считают его сыном Луны, другие — сыном Орфея, учеником которого, как известно, он был: ведь это ему [Мусею] он [Орфей] посвятил первую песнь поэмы, озаглавленной «Кратер» [1 А 1].
8. Паросская хроника, FGrHist 239 А 15: <С тех пор как Евмолп, сын Мусея, Орфеем посвящен>ного, учредил мистерии в Элевсине и <отца М>усея поэзию обнародов<ал, минуло 1110 лет; в то время в Афинах царствовал Эрехт>ей, сын Пандиона [1373 г. до н. э.].
9. ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ, IV, 25, 1: [Геракл] пришел в Афины и посвятился в Элевсинские мистерии, когда предстоятелем обрядов посвящения был Мусей, сын Орфея.
10. Схолии к ДИОНИСИЮ ФРАКИЙСКОМУ, с. 183, 10 Hilgard: Некоторые считают изобретателем [алфавита] Мусея, сына Метиона и Стеропы, современника Орфея.
МАЛЛИЙ ТЕОДОР. О размерах, VI, 589, 20 Keil: Размер дактилический гексаметр был впервые изобретен Орфеем по утверждению Крития [В 3], Мусеем по утверждению Демокрита [фр. 568 а Лурье], Лином по утверждению Персина, Гомером по утверждению весьма многих.
в. фрагменты
Теогония
1 (4 Kern). Схолии к АПОЛЛОНИЮ РОДОССКОМУ, III, 1179: В 3-й книге «Титаномахии» Мусея говорится, что Кадм шел из Дельфийского оракула следом за коровой, которая его вела.
2 (5). Там же, IV, 156: В этих и следующих стихах [Аполлоний] рассказывает, как, побрызгав зелье можжевеловой ветвью и произнеся заклинание, Медея усыпила дракона … а можжевельник — это колючее растение, посвященное Аполлону, как сообщается в 3-й книге [поэмы], приписываемой Мусею.
3 (21). АРИСТОТЕЛЬ. История животных, VI, 6, 563 а 18: Орел кладет три яйца, а высиживает два из них, как об этом говорится в так называемых Мусеевых стихах:
Три он кладет и, высидев два, одно опекает.
3 а. АРИСТОТЕЛЬ. Политика, 1339 b 21: И Мусей тоже говорит:
Слаще всего для смертных — петь.
4 (24). КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ. Строматы, VI, 5 (II, 424, 26 St.): Мусей написал:
Сколь же уменье (τέχνη) всегда много лучше, чем сила, бывает,
и Гомер повторяет» [Ил., XXIII, 315, пер. Н. И. Гнедича]:
Плотник тебя превосходит искусством своим, а не силой. Опять же Мусей
сочинил:
5 (25)
Точно так же и листья растит хлебодарная почва:
Вянут на ясенях листья одни, прозябают другие.
Так и род человеков, и племя людское крутúтся,
67
а Гомер переписывает [Ил., VI, 147—148, пер. Гнедича]:
Ветер одни по земле развевает, другие дубрава,
Вновь расцветая, рождает…
6 (с. 14). Там же, VI, 25 (II, 442, 3 St.): Украв целиком чужие сочинения, [эллины] обнародовали их как свои собственные. Так, например, Евгамон Киренский украл у Mусея целую книгу о Феспротах.
7 (23). Там же, VI, 26 (II, 442, 15 St.): Гесиод пишет о Мелампе [фр. 273 Merkelbach—West]:
Сладостно также узнать, и чтó уготовили смертным
Боги — добра или зла примету надежную…
и т. д., дословно позаимствовав [эти стихи] у поэта Мусея.
8 (3). ПСЕВДО-ЭРАТОСФЕН. Превращения в звезды, 13: (Возничий) В этом созвездии изображены очертания Козы и Козлят. Мусей говорит, что новорожденного Зевса Рея поручила Фемиде, Фемида отдала младенца Амалфее, а Амалфея доверила его козе, которая у нее была, и та вскормила Зевса. Коза сия была дочь Гелиоса, столь страшная, что боги Кронова века в ужасе перед обликом девочки попросили Гею упрятать ее в какую-нибудь критскую пещеру. Упрятав ее, Гея поручила заботу о ней Амалфее, а та вскормила козьим молоком Зевса. Когда ребенок возмужал и собирался воевать с Титанами, а оружия у него не было, вышел ему оракул: вооружиться шкурой козы, так как она неуязвима и так как посреди спины у нее — лик Горгоны. Исполнив сие, Зевс, благодаря хитроумной уловке, стал казаться вдвое больше. [Победив Титанов], он покрыл скелет козы новой шкурой, оживил ее и сделал бессмертной. Говорят, что она стала небесной звездой, а Зевса прозвали Эгиохом [= Обладателем козьей шкуры]. ЛАКТАНЦИЙ. Божественные установления, I, 21, 39: Мусей повествует, что шкуру этой козы использовал вместо щита Юпитер в борьбе против Титанов, и что поэтому поэты называют его Эгиохом. Ср.: ЭПИМЕНИД, 3 В 24.
9 (10). ГАРПОКРАТИОН. Мелита — дем филы Кекропиды. Филохор говорит в 3-й книге [FGrHist 328 F 27], что дем этот получил свое название от Мелиты, согласно Гесиоду [фр. 225 Merk.—West] — дочери Мирмека, согласно Мусею — дочери Дия, сына Аполлонова.
10 (14). ПАВСАНИЙ, I, 14, 3: Известны стихи Мусея (если только они принадлежат Мусею) о том, что Триптолем — сын Океана и Геи.
11 (13). ПАВСАНИЙ, X, 5, 6: Есть у эллинов эпическая поэма, озаглавленная «Евмолпия», которую приписывают Мусею, сыну Антиофема. В этих стихах говорится о совместном оракуле Посейдона и Геи [в Дельфах], причем она дает оракулы сама, а Посейдону прислуживает Пиркон. Стихи гласят:
Тотчас же голос Хтонии разумное вымолвил слово
С Пирконом вместе, служителем славного Энносигея.
12 (15). ФИЛОДЕМ. О благочестии, 1 (Henrichs, Cron. Erc. 5 (1975), 21): Н<о Зев>су, как говорят, го>лову <р>ассек Гефест, а согласно Евмолп<у или со>чинившему си<е по > эту, — Паламао<н.> Схолии к ПИНДАРУ. VII Олимпийская ода, ст. 66 (Drachmann): В стихах Мусея говорится, что Паламаон ударил Зевса по голове, когда тот рожал Афину.
13 (8). ФИЛОДЕМ. О благочестии, 97, 18 (с. 47 Gomperz): [У Аргоса] четыре глаза,
68
Мусей говорит, что <Аргос> родил, от Атлантовой дочери Келайно [Черной] «четырех Эфиопов, царей <чело>веков».
14 (1). Там же, 137, 5 (Henrichs GRBS 13 (1972), 77): В <одни>х [источниках] говорится, что <в>сё [произошло] из Ночи и <Тар>тара, в дру<гих — и>з Аида и Э<фир>а. Написав<ший> «Ти<тано>махию» го<ворит>, что [всё]—<из> Эфира; Акусилай [8 В 1] — что первичен Хаос, <а из> него — <про>чее; а в [стихах], приписываемых <М>усею, написано, что сначала бы<ли> <Тар>тар <и Н>очь и, <в-третьих>, Воздух (Аэр). Ср.: Там же, 13—14 (Henrichs, Cron. Erc. 4 (1974), 17—18): Во второй [книге трактата «О природе» Хрисипп] пытается сближать с их [стоиков] воззрениями [стихи], приписываемые Орфею и Мусею…(17—18) И в перв<ой> [книге] он говорит, что самая первая богиня — Ночь.
15 (2). Схолии к АПОЛЛОНИЮ РОДОССКОМУ, III, 1: В [стихах], приписываемых Мусею, повествуется о двух родах Муз: старшем при Кроне, младшем — от Зевса и Мнемосины.
16 (6). Там же, III, 1035: Мусей повествует, что, влюбившись в Астерию, Зево с ней совокупился, а совокупившись, отдал Персею, которому она родила Гекату. Ср.: Там же, III, 467: Мусей [говорит, что Геката — дочь] Астерии и Зевса.
17 (9). Там же, III, 1377: По словам Мусея, такие явления [= падающие звезды], возносясь из Океана, гаснут в воздухе (эфире). Эти «звезды», как назвал их Мусей,. Аполлоний правдоподобно назвал «искрами».
18 (7). Схолии к АРАТУ, 172, с. 369, 24 Maass: Фалес сказал, что их [Гиад] две…Мусей — что пять. СЕРВИЙ. Комм, к «Георгинам» I, 138: [Гиады]…кормилицы Либера; как пишет Мусей, они были названы Гиадами по имени своего брата Гиаса, убитого на охоте и оплаканного ими. Схолии к «Феноменам Арата» Германика, с. 75, 10 (Robert, Eratosthenes, 110): Мусей говорит так: Этра родила от Океана двенадцать дочерей, превращенных в звезды, из них пять Гиад и семь Плеяд. У них был единственный брат Гиас, которого любили все сестры. Одни говорят, что он был убит на охоте львом, другие — что кабаном. Они умерли, оплакивая его, и одни были названы Гиадами, другие — Плеядами.
19 (19). ТЕОФРАСТ. Исследование о растениях, IX, 19, 2: Говорят, что триполий, по Гесиоду [фр. 349 Меr.—West] и Мусею, полезен во всяком серьезном деле, потому-то его выкапывают ночью, поставив палатку.
Гимн к Дионису (?)
19 а (с. 13). ЭЛИЙ АРИСТИД. Речи, 41 [II, 330, 16 Keil]: Совершенные гимны и речи о Дионисе уступим Орфею, Мусею и древним законодателям. Ср.: Берлинский папирус, 44, 2 [1 В 15а]: Став боговдохновенным, [Орфей] <сочинил гимны>, которые, слегка ис<правив, запи>сал Мусей.
Гимн к Деметре для Ликомидов
20 (20). ПАВСАНИЙ, IV, 1, 5: Первыми, стало быть, царствуют в этой стране [Мессении] Поликаон, сын Лелега, и Мессена, жена Поликаона. К этой Мессене пришел,
неся с собой тайные обряды Великих богинь, Каукон из Элевсина, сын Келена, сына
Флия. По словам афинян, Флий этот — сын Геи. В этом с ними согласен гимн Мусея
к Деметре, сочиненный для Ликомидов.
69
Оракулы
Ср. 1 А 11; 2 А 6; гл. 25, 1.
20 а. ГЕРОДОТ, VII, 6: см.: ОНОМАКРИТ, А 1. Ср. 1 A lb.
21 (17). ГЕРОДОТ, VIII, 96: [Саламинская битва]. Подхватив множество корабельных обломков, Зефир отнес их к побережью Аттики, называемому Колиадой. Тем самым исполнились как все пророчества об этом морском сражении, реченные Бакидом и Мусеем, [так и пророчество Лисистрата об обломках кораблей на Колиадском берегу].
22 (18). ПАВСАНИЙ, X, 9, 11: Афиняне не признают, что поражение при Эгоспотамах было нанесено им честным образом. Они, мол, были преданы за деньги полководцами: Тидей и Адимант — вот кто был подкуплен Лисандром. В доказательство этого они ссылаются на оракул … Сивиллы … а прочее припоминают из оракулов Мусея:
Ибо на граждан Афин надвигается яростный ливень
В казнь за порочность вождей. Наступит затем утешенье.
Город изрядно они разорят, но пеню заплатят.