АРХЕЛАЙ
А. СВИДЕТЕЛЬСТВА О ЖИЗНИ И УЧЕНИИ
(ср. 59 А 7. 26)
1. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 16: Архелай, афинянин или
милетец, сын Аполлодора, а согласно некоторым, Мидона, ученик Анаксагора,
учитель Сократа. Он первым перенес философию природы из Ионии в Афины и был
прозван «физиком» [=философом природы], почему и закончилась на нем
философия природы, так как Сократ ввел философию этическую. Судя по всему,
однако, он также занимался этикой. Так, например, он философствовал о
законах, а также о прекрасном и справедливом. У него-то Сократ и перенял
[этическую философию], а первооткрывателем его стали считать потому, что он
умножил [ее] до * * *. Он полагал две причины возникновения:
536
горячее и холодное; животные, по его мнению, зародились из ила. А
справедливое и безобразное существуют не по природе, а по установлению.
(17) Учение его таково. Расплавляясь под действием тепла, вода, поскольку
она сплачивается в шлакообразное вещество, образует землю, а поскольку
испаряется, рождает воздух. Поэтому земля удерживается воздухом, а воздух —
сферой огня. Животные, по его словам, зарождаются из разогретой земли,
испускающей как бы некую пищу, подобную молоку. Таким же образом он
объясняет и происхождение людей. Он первым объяснил происхождение речи как
сотрясение воздуха. Море образовалось во впадинах земли, просочившись сквозь
землю. Самое большое светило — Солнце, а Вселенная бесконечна.
Было еще три Архелая: географ, описавший страны, завоеванные Александром;
сочинитель «Своеобразий» и еще ритор, автор руководства [по ораторскому
искусству].
2. СУДА, под словом «Архелай»: Архелай, сын Аполлодора или Мидона, милетец,
философ, по своей принадлежности к школе [натурфилософов] прозванный
«физиком», так как он первым перенес науку о природе (fisiologi>a)
из Ионии; ученик Анаксагора, его же учеником был Сократ, а по словам
некоторых, и Еврипид. Сочинил «Природоведение» (Fusiologi>a)
и учил, что справедливое и безобразное существуют не по природе, а по
установлению. Автор еще нескольких сочинений.
3. ПОРФИРИЙ. История философии, фр. 12 Nauck 2, с.
11, 23 (цитируется у КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО. Против Юлиана,
VI, 186D): О нем
[Сократе] поговаривали, что-де в отрочестве он вел не благопристойную
жизнь. . . когда ему было около семнадцати лет, с ним познакомился Архелай,
ученик Анаксагора, уверяя, что он его поклонник. Сократ же не отверг
знакомства и общения с Архелаем, но оставался в его обществе в течение
многих лет. Вот каким образом Архелай наставил его на путь философии.
СУДА, под словом «Сократ»=АРИСТОКСЕН, фр. 52 b Wehrli:
Аристоксен утверждает, что он [Сократ] сначала был учеником Архелая, а
также стал его любовником.
ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 23=ИОН ИЗ ХИОСА. Мемуары,
FGrH 392 F 9: По словам
Иона из Хиоса, в молодости Сократ вместе с Архелаем участвовал в походе на
Самос.
Доксография
Ср.: ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, V, 42: [Каталог сочинений
Теофраста]. «Об учении Архелая» I книга.
4. ИППОЛИТ. Опровержение всех ересей, I, 9, 1 (Dox.
563): Архелай, афинянин родом, сын Аполлодора. Он учил о смеси материи
подобно Анаксагору и в учении о первоначалах держался таких же взглядов. Но,
по его учению, в разуме (nou~v)
изначально налично некоторое количество смеси. (2) Начало движения —
отделение друг от друга горячего и холодного, причем горячее движется, а
холодное покоится. Плавясь, вода течет в середину [космоса], где,
подвергаясь обжигу, превращается в воздух и землю, из которых первый
возносится вверх, а вторая оседает вниз. (3) Земля, стало быть, неподвижна и
возникла в силу указанных причин, покоится же она в центре, будучи, можно
сказать, ничтожно малой частью [букв. «никакой»]
Вселенной. Воздух, испарившись под действием обжигания, преобладает надо
всем; от него по мере его дальнейшего выжигания образовалась вначале природа
звезд, из коих самая большая — Солнце, вторая по величине — Луна, а прочие
разного размера. (4) Небо, утверждает он, наклонилось, и Солнце таким
образом осветило землю, сделав воздух прозрачным,
537
а землю сухой. В начале-то ведь она была озером, так как кругом [=по краям]
она возвышенна, а в середине вогнутая. В доказательство ее вогнутости он
ссылается на то, что солнце восходит и заходит не одновременно для всех, что
должно было бы происходить, если бы она была ровная, (5) Относительно
животных он говорит, что при нагревании земли в начале [мирообразования] в
нижней ее части, там, где смешивались горячее и холодное, возникли
многочисленные животные и люди. Все они вели одинаковый образ жизни и
питались илом, и причем были недолговечными, а впоследствии у них
образовалось рождение друг от друга. (6) И отделились люди от прочих
[животных], и учредили вождей, законы, ремесла, города и прочее. Разум, по
его словам, врожден всем животным в равной мере. Ибо все животные пользуются
разумом, одни медленнее, другие быстрей.
5. СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике», с. 27, 23: Архелай Афинский, про которого
сообщают, что он был учителем Сократа и учеником Анаксагора, в учении о
происхождении космоса и в прочем пытается высказывать кое-что свое, а
первоначала определяет так же, как Анаксагор. Итак, эти философы признают
бесконечные по числу и разнородные начала, полагая началами гомеомерии.
5а. ГЕФЕСТИОН. Руководство, с. 3, 20 Consbr.:
Софокл в «Элегиях» полагал, что имя Архелая (
jArce>laov)
не укладывается ни в гексаметр, ни в пентаметр; он говорит: Археле/ос — ведь
так лучше ложится в размер.
6. СЕКСТ ЭМПИРИК. Против ученых, VII, 14:
Архелай-афинянин занимался физической и этической частью философии.
7. ОН ЖЕ. Против ученых, IX, 360: Архелай-афинянин,
наставник Сократа, началом и элементом всех вещей полагал воздух.
Мнения философов, I, 3, 6 («О началах»): Архелай,
сын Аполлодора, афинянин, [полагал началами] бесконечный воздух и присущие
ему плотность и разреженность, из коих одно есть огонь, а другое — вода.
8. ГЕРМИЙ. Осмеяние языч. философов, И: Но славу их оспаривает Архелай,
утверждающий, что начала всего — горячее и холодное. Ср.: ПЛАТОН. Софист,
242d.
9. ЕПИФАНИЙ. Против ересей, III, 2, 9: Архелай,
сын Аполлодора, а по некоторым, Милтона, афинянин, физик, утверждает, что
все возникло из земли: она, как он говорит, есть начало всего.
10. АВГУСТИН. О Граде Божием, VIII, 2: Преемником
Анаксагора был его ученик Архелай. Он также полагал, что все отдельные вещи,
какие возникают, состоят из подобных между собой частиц [=«гомеомерий»], и
причем таким образом, что им присущ также разум, который правит всеми
вечными телами, т. е. указанными частицами, соединяя их и рассеивая. [Ср.
Сидоний Аполлинарий, Стихотворения, 15,94. После сего Архелай и т. д.]
11. КЛИМЕНТ АЛЕКС. Протрептик, 5, 66 (т. I, с.
50,15 St.): Оба они [Анаксагор и Архелай]
поставили над бесконечностью [=«материей»>] разум.
12. Мнения философов (Стобей), I, 7, 14 («Что есть
бог»): Архелай полагает богом воздух и разум, но только не миротворящий
разум.
13. Там же (Стобей), II, 1, 3 («О космосе»):
Анаксимандр, Анаксимен, Архелай . . . [принимают] бесконечное число космосов
в бесконечном [пространстве] во всех направлениях. Ср. 12 А 17.
14. Там же (Стобей), II, 4, 5 («Вечен ли космос»):
Согласно Архелаю, космос образовался под действием горячего и холодного.
Там же, II, 4, 6; Анаксимандр . . . Архелай . . .
[считают], что космос уничтожим. Ср. 59 А 64.
538
15. Там же (Стобей), II, 13, 6 («О сущности
звезд»): Архелай утверждал, что звезды — раскаленные глыбы.
16. Там же (Стобей), III, 3, 5 («О громах,
молниях, перунах, престерах, ураганах») [после § 4, ем. 59 А 84]: Архелай
утверждает то же самое, приводя [в качестве сравнения] то, что происходит с
раскаленными камнями, опускаемыми в воду.
16а. СЕНЕКА. Естественнонаучные вопросы, VI, 12, 1
сл.: Архелай, знаток древней науки, говорит так: «Ветры низвергаются в
полости земли. Затем, после того как все пустоты наполнились и воздух
уплотнился до предела, вновь налетающий поток воздуха сжимает прежний
воздух, и выдавливает его, и частыми ударами сначала теснит его, а потом
вышибает. Тогда тот, ища места, раздвигает все тесноты и пытается взломать
все запоры. Таким образом порыв воздуха, ищущего выхода, вызывает
землетрясение. Поэтому землетрясению предшествует затишье и покой воздуха —
очевидно, по той причине, что сила воздушного порыва, вызывающего ветры,
удерживается в глубине земли».
17. Мнения философов (Стобей), IV, 3, 2 («Тело ли
душа и какова ее сущность»): Анаксимея, Анаксагор, Архелай, Диоген: [душа] —
воздухообразна.
18. ФИЛОПОН. Комм. к «О душе», с. 71, 17 Hayd. (к
«О душе» 404 а 25): Все те, говорит он [Аристотель], кто полагал, что
Вселенная приведена в движение разумом, судя по всему, считают, что душе
свойственно приводить в движение. К их числу принадлежит и Архелай.
В. СОЧИНЕНИЯ
Элегии
1. ПЛУТАРХ. Кимон, 4 (из Дидима): Кимон, сын Мильтиада, происходил от матери
Гегесипилы, родом фракиянки, дочери царя Олора, как об этом сообщается в
стихотворениях Архелая и Меланфия, посвященных самому Кимону. . .
Несомненно, однако, что Кимон страстно любил сожительствовавшую с ним по
закону Исодику, дочь Эвриптолема, и тяжело переживал ее смерть, насколько
можно судить по элегиям, написанным по случаю утешения в скорби и обращенным
к нему. Сочинителем этих элегий философ Панетий считает физика Архелая;
догадка его согласуется с хронологией.
Природоведение (ср. А 2)
1а. ПЛУТАРХ. Об абсолютном холоде, 21. 954 ЕГ: Поэтому земля не сгорает
вполне или же горит едва и с трудом. Воздух при обжигании часто испускает из
себя пламя, пылает и сверкает, а влага служит пищей теплу, так как в дереве
горит не твердое, но сырое вещество, когда же оно испарится, то остается
твердое и сухое вещество, обратившееся в золу. Стремящиеся во что бы то ни
стало доказать, что и этот остаток превращается и истребляется, [пытаются
сжечь его], многократно смачивая елеем и жиром, но не достигают цели: всякий
раз, как жирная часть выгорает, неизменно остается землистый остаток. Вот
почему, имея в виду не только неподвижное пребывание земли на одном месте,
но и ее субстанциальную непревращаемость, древние назвали ее Гестией,
поскольку она «пребывает в доме богов», и
kli>ta
по причине ее неподвижности и затверделости, каковой [земли?]
«скрепление — холод», как сказал Архелай-физик, ибо ничто не может
расслабить или размягчить ее при нагревании, в накаливании.
539
Spuria
«О священном искусстве»
2. Berthetot, Собрание греческих алхимических
трактатов, т. I, с. 25, 6: Знай дорогой мой, имена
творцов [золота]: Платон. . . Теофраст, Архелай, Петасий и т. д.
Сохранилась алхимическая поэма «Архелая-философа о священном искусстве в
ямбических стихах» (336 ямбов ранневизантийский эпохи), издано в:
Physici et medici graeci minores,
ed. Ideler,
vol. II,
p. 343 sq.
C
Влияние Архелая на псевдогиппократовские трактаты «О диете» (I,
9. 10) и «О седмицах» (гл. 13) предполагает Fredrich,
Hippokratische Unters., p.
135, 139; также на Петрона из Эгины и Геродика из Селимбрии у Лондонского
Анонима (Anon. Lond 20,
2; 9, 34).