Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

 

ГЕКАТЕЙ МИЛЕТСКИЙ

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА

 

1 Т 1 FGrHist. СУДА: Гекатей, сын Гегесандра, Милетец. Жил во времена Дария, царствовавшего после Камбиса, в одно время о Дионисием Милетским, в 65-ю олимпиаду [520—516 гг. до н. э.], историограф. От него зависит Геродот Галикарнасский, который жил позже. Гекатей был учеником Протагора. Он первым обнародовал историю в прозе, а прозаическое сочинение — Ферекид (книги Акусилая считаются не подлинными).

Т 2. СУДА, под словом “Гелланик”: Гелланик [читай “Гекатей”] Милетский, историк. [Написал] “Землеописание” и “Истории”.

Т 3.. СТРАБОН, XIV, 1, 7: Из достопамятных мужей в Милете родились Фалес ...ученик Фалеса Анаксимандр и ученик Анаксимандра Анаксимен, а также Гекатей, сочинивший “Историю”.

Т 4. (=F 300). ГЕРОДОТ, II, 143: Логографу Гекатею, который в прежние времена, находясь в [египетских] Фивах, рассказал [жрецам] свою генеалогию и возвел свое происхождение по мужской линии в шестнадцатом поколении к богу, жрецы Зевса [=Амуна] ответили так же, как и мне, даром что я им своей генеалогии не рассказывал [ом. далее рус. пер. Геродота].

Т 5-6. ГЕРОДОТ, V, 36. 124-125. [Участие Гекатея в событиях Ионийского восстания 500/499 г.; см. рус. пер. Геродота].

Т 8. ЭЛИАН. Пестрая история, 13, 20: Уроженец Мегалополя из Аркадии по имени Керкид, умирая, говорил расстроенным родственникам, что уходит из жизни с радостью, так как надеется встретиться [на том свете] из философов — с Пифагором, из историков — с Гекатеем, из музыкантов — о Олимпом, из поэтов — с Гомером. Засим, по преданию, он испустил дух.

Т 11 (а). СТРАБОН, I, 1, 1: Мы полагаем, что география с полным основанием должна быть отнесена к ведомству философской науки... ибо первыми, кто дерзнул заняться ею, были люди такого оклада: Гомер, Анаксимандр Милетский и его согражданин Гекатей (как говорит Эратосфен), Демокрит, Евдокс, Дикеарх, Эфор и многие другие, а также последующие [географы] Эратосфен, Полибий и Посидоний — все они были философами. [Т 11 (b) и Т 12 (а), (b) о Гекатее-географе см.: АНАКСИМАНДР, А6].

Т 13. СТРАБОН, VII, 3, 6: Нельзя согласиться с тем, что говорит Аполлодор в предисловии ко второй книге “О каталоге кораблей”: он одобрительно отзывается о высказывании Эратосфена, который говорит, что Гомер и другие древние Грецию знают, а относительно дальних стран пребывают в полном невежестве... но в случае с Гомером ничего удивительного нет, так как и позднейшие [поэты] многого не знают и чудословят: Гесиод говорит о “полупсах”, “великоголовых” и “людях с кулачок” (пигмеях), Алкман — о “верхоногих”, Эсхил — о “собакоголовых”, “грудооких”, “одноглазых” и тьме другого. От поэтов он [Аполлодор] переходит к прозаическим писателям, которые рассказывают про “Рипейские горы”, “Огийскую гору”, обитель Горгон и Гесперид, Феопомп — про “Меропийскую землю”, Гекатей — про “Киммерийский град”, а Эвгемер — про “страну Панхейскую”...

Т 16. СТРАБОН, I, 2, 6: ...Можно сказать, что прозаическая речь, по крайней мере художественно отделанная, есть подражание поэзии. С самого начала на сцену вышел и прославился поэтический жанр словесности. Затем, подражая ему, упразднив размер, но сохранив другие поэтические особенности, писали Кадм, Ферекид и Гекатей и иже о ними. Последующие писатели, постоянно устраняя из прозы остатки поэзии, привели ее к нынешнему виду, словно спустив с некой высоты. Так и комедия, которая образовалась из трагедии, можно сказать, спустилась с трагической высоты к нынешнему так называемому прозаическому виду.

Т 21. ГЕРАКЛИТ, фр. 16 M.: Многознание уму не научает, а не то научило бы ... Гекатея.

Т 25 (а). ПЛИНИЙ. Естеств. история, I, 4: Содержатся описания стран, народов, морей, городов ... из писателей ...иноземных: Полибия, Гекатея, Гелланика, Дамаста, Евдокса.... (b) I, 56: ... иноземных: царя Юбы, Гекатея, Гелланика, Дамаста, Дикеарха... (с) I, 18: содержится описание свойств плодов... из писателей... иноземных. . . Фалеса, Евдокса, Филиппа, Калиппа, Досифея, Пармениска, Метона, Критона, Энопида, Конона, Евктемона, Гарпала, Гекатея, Анаксимандра, Сосигена, Гиппарха, Арата...

 

ФРАГМЕНТЫ

 

Из “Генеалогий” (иначе “Историй” или “Героологий”)

 

F 1 (а). ДЕМЕТРИЙ. О стиле, 12: Вот пример [непериодического] стиля: “Так говорит Гекатей Милетский: я пишу это так, как мне представляется истинным, ибо рассказы эллинов многоразличны и смехотворны, как мне кажется”.

F 15. АФИНЕЙ, II, 35 АВ: Гекатей: Милетский, по словам которого виноградная лоза была изобретена в Этолии, говорит, в частности, следующее: “Оресфей, сын Девкалиона, пришел в Этолию на царство, и собака его родила стебель, а он велел его зарыть, и из него выросла лоза, обильная гроздьями, поэтому он и назвал своего сына Фитием (“Растительным”), а от него родился Ойней, названный так от лозы, ибо древние эллины называли лозы 'ойнами', от Ойнея же родился Этол”.

F 19. Схолии к ЕВРИПИДУ, Орест 872: По преобладающему мнению, Египет не пришел в Аргос, о чем среди прочих пишет и Гекатей в таких словах: “Сам Египет в Аргос не пришел, а только сыновья его, которых, как Гесиод сочинил, было пятьдесят, а как по-моему, то не было и двадцати”.

F 20. Схолии к ДИОНИСИЮ ФРАКИЙСКОМУ, с. 183, 1 Hilgard: Эфор во второй книге и другие считают изобретателем алфавита Кадма. Другие считают, что Кадм не изобрел, а только передал нам изобретение финикийцев: так сообщают Геродот в “Истории” [V, 58] и Аристотель [фр. 501 R.]. По их словам, финикийцы изобрела алфавит, а Кадм перенес его в Элладу. Пифодор в сочинении “Об алфавите” и Филлис Делосский в “Хронологии” говорят, что еще до Кадма алфавит был перенесен Данаем. Об этом свидетельствуют также милетские писатели Анаксимандр, Дионисий и Гекатей, которых цитирует Аполлодор в “Каталоге кораблей”. Некоторые считают изобретателем алфавита Мусея, сына Метиона и Стеропы, который был современником Орфея. Антиклид Афинский приписывает изобретение египтянам. Досиад говорит, что он был изобретен на Крите. Эсхил называет изобретателем Прометея в одноименной драме [ст. 460]. Стесихор во второй книге “Орестеи” и Еврипид [фр. 578 N.] считают изобретателем Паламеда, Мнасей — Гермеса. Кто как.

F 27. ПАВСАНИЙ, III, 25, 4: Мыс Тенар... на мысу стоит храм в виде пещеры и перед ним — статуя Посейдона. (5) Кто-то из греков сочинил, будто Геракл поднял здесь наверх пса Аида, хотя через пещеру нет никакой дороги под землю, и кроме того, нелегко поверить в то, что существует некое подземное жилище богов, в которое собираются души [умерших]. Но Гекатей Милетский “нашел правдоподобное объяснение”, (logon eikota): по его словам, “на Тенаре выросла ужасная змея, а "псом Аида" ее прозвали потому, что ужаленного ею ждала немедленная смерть от яда, и вот эту-то змею Геракл и отвел к Эврисфею”. (6) Гомер — а он первым назвал существо, приведенное Гераклом, “псом Аида” — не дал ему никакого имени и не присочинил деталей внешнего облика, как в случае с Химерой, а последующие поэты назвали его Кербером и ... говорят, что у него три головы.

F 27 (b). Схолии к Антимаху, Каирский папирус 65741, столб. II, 26 сл., с. 83 Wyss: Гекатей Милетский говорит так: “Думаю я, что змея эта была не такая большая и не огромная, а [просто] пострашней других змей, и поэтому Эврисфей приказал [привести ее], думая, что к ней не подступиться...”

 

Из “Периэгезы” или “Землеописания”

 

F 36. (Карта к “Периэгезе”, ср. 12 А 6). АГАФЕМЕР, I, 1: Древние изображали обитаемую землю (ойкумену) круглой, в центре помещали Элладу, а в центре Эллады — Дельфы, так как в них — пуп Земли. Демокрит первым ... подметил, что Земля продолговата, имея длину в полтора раза больше ширины. С этим согласился и Дикеарх-перипатетик. По мнению Евдокса, длина в два раза больше ширины, по мнению Эратосфена — больше чем в два раза.

(b) ГЕРОДОТ, IV, 36 [после АБАРИС, 2]: Но если существуют некие гиперборейцы, то должны быть и гидернотийцы. Со смехом я гляжу на то, как многие уже начертили землеописания [= “карты земли”], а толком никто ничего на разъяснил: они чертят Океан текущим по кругу вокруг Земли, которая кругла словно из-под циркуля, и делают Азию равной Европе. Чуть ниже я покажу, какова величина каждой из них, и какие каждая из них имеет очертания.

F 302. (а) ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ, I, 37, 1: Поскольку разливы реки [Нила] вызывают великое недоумение, многие философы и историки брались объяснить его причины... (3) Гелланик, Кадм, а также Гекатей и все им подобные (уж очень они допотопные) склонились к баснословным объяснениям... (6) Вплоть до момента, когда пишется эта история, пока еще никто не сказал, что видел истоки Нила и место, откуда начинается его течение; равно как и никто не сказал понаслышке от уверяющих, что они видели. (7) И так как дело сводится к предположениям и вероятным догадкам, то одни следуют египетским жрецам и говорят, что Нил берет начало из обтекающего ойкумену Океана; ничего здравого они не говорят, а только решают загадку другой загадкой.

(b) ГЕРОДОТ, II, 19: На этот счет мне не удалось узнать ничего ни от кого от египтян, когда я выспрашивал у них, что это за свойство такое у Нила, что он ведет себя прямо наоборот, нежели прочие реки... (20) Некоторые эллины, желая блеснуть своей мудростью, высказали по поводу этой воды три объяснения, два из которых я не считаю достойными упоминания, разве только с тем, чтобы указать на них. Одно из них... [следует теория Фалеса, 11 А 16]. (21) Второе гласит, что Нил вытворяет это потому, что течет из Океана, а Океан течет вокруг Земли [следует теория Анаксагора, 59 А 91]... (23) Тот, кто сказал об Океане и сослался в своем баснословном объяснении на неизвестное, не может быть опровергнут: я не знаю никакой реки Океан, существующей в действительности, а думаю, что это Гомер или еще кто-то из поэтов придумал это имя и ввел его в поэзию.

F 302 bis. Мнения философов (Стобей), II, 20, 16 (“О сущности солнца”): Гераклит и Гекатей считают солнце умным воспламенением из моря. [ср. ГЕРАКЛИТ, 61 (a1) M.]

 

Dubia

 

F 35 bis. НАТАЛИС КОМЕС (Конти). Мифология, 3, Предисловие (с. 186 Женевского издания 1651 г.): Этими рассуждениями [о загробном мире], относящимися к телесным наслаждениям (а других чернь не понимала), и другими, подобными, древние пытались направить души народа к справедливости и честной жизни, используя отчасти надежду на наслаждения, отчасти страх наказаний. Но поскольку первым из всех смертных эти рассуждения придумал Плутон, как думал Гекатей, то его стали считать царем преисподней подобно тому, как Эола стали считать царем ветров потому, что он первым стал наблюдать перемены ветров, а Эндимиона — другом Луны потому, что он первым постиг ее движение и фазы. Ср. ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ, 5, 69, 5: Говорят, что Аид изобрел погребения, вынос тела и воздаяние почестей покойникам, тогда как прежде никакой заботы о них не существовало, потому этого бога и принято считать господином умерших и т. д.

F 35 ter. НАТАЛИС КОМЕС. Мифология, 7, 2 (о. 705): Алкей считал [реку Ахелой] сыном Океана и Земли, а Гекатей — сыном Солнца и Земли.