Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

МЕТРОДОР ИЗ ЛАМПСАКА

 

1. ПЛАТОН. Ион, 530 с: По-моему, [говорит Ион], я толкую Гомера лучше всех; ни Метродор из Лампсака, ни Стесимброт из Тасоса, ни Главкон, ни кто-либо еще из [толкователей Гомера] всех времен не был в состоянии дать так много и таких прекрасных толкований Гомера, как я. Ср.: КСЕНОФОНТ. Пир, 3, 6; Схолии к Гомеру, Илиада, I, 636.

2. ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ, II, 11 [ср. 59 А 1, § 11]: Еще дальше, [чем Анаксагор], развил это положение [о поэзии Гомера как нравственной аллегории] его ученик Метро­дор из Лампсака, который также был первым, кто занимался физическим учением Гомера.

3. ТАТИАН, гл. 21: Метродор из Лампсака в сочинении «О Гомере» тоже рассуж­дает довольно глупо, все обращая в аллегорию. Ни Гера, ни Афина, ни Зевс, по его словам, вовсе не то, чем считают их те, кто учредил им священные ограды и святилища, а естественные субстанции и упорядочения элементов. Так, чего доброго, вы скажете, что и Гектор, и Ахилл, и Агамемнон — одним словом, все греки и варвары, включая Елену и Париса, одной и той же природы и выведены [Гомером] ради притчи и что никто из поименованных выше — не человек.

4. ГЕСИХИЙ: «Агамемноном» Метродор аллегорически назвал эфир. ФИЛОДЕМ. Геркуланумские папирусы, с. alt. VII 3 f. 90: И о законах и обычаях людей, и что-де Агамемнон — это эфир, Ахилл — солнце, Елена — земля, а Александр — воздух, Гектор — луна, и что остальные названы подобно этим. А из богов-де Деметра — это печень, Дионис — селезенка, а Аполлон — желчь.

5. ПОРФИРИЙ. Гомеровские вопросы, к «Илиаде», X, 252; т. I, с. 147,18 Schrader [о выражении ple>wn nu~x]: Метродор говорит, что слово plei~on имеет у Гомера два значения: и обычное [«больше»] [следуют ссылки на Одисс. VIII, 475 и Ил., I, 165]. .. и «полное» как в [Ил., IV, 262; 11,226]. В данном случае plei~on употреблено в смысле «полное» [следует цитата из Хрисиппа].

6. СИНКЕЛЛ. Хроника, 140 С; т. I, с. 282, 19 Dindorf: Анаксагоровцы толкуют мифических богов: Зевса — как разум (нус), Афину — как ремесло (технэ), откуда и (Orph., fr. 347 Kern):

С гибелью рук погибает Афина-умелица тотчас.

 

541