В Античности существовало два типа того, что мы бы сейчас назвали высшим образованием. Первый тип – риторический, который берет свое начало у софистов и даже еще раньше, как я постараюсь показать, - уже у Гомера и Гесиода. В его основе лежит риторическое воспитание. Такое воспитание обещает научить за деньги человека добродетели, красивой и убедительной речи, дать ему познания в физических науках и истории и тем самым сделать его пригодным к государственной службе. Своей вершины эта традиция достигает у Протагора, а затем в школе Исократа. Второй тип воспитания – философский, который ввел в культурный обиход Сократ. Этот тип тоже не лишен риторической составляющей, но все же основной упор делается на философии, понимаемой как познание Блага самого по себе. В основе этого типа лежит греческая философская эротика, восходящая от прекрасного тела, к душе и далее – к Благу per se. Своего совершенства эта традиция достигнет в Академии Платона. Разбору обеих этих учебных систем, их деталей и некоторых пикантных подробностей посвящен мой доклад.
риторика, философия, этика, пайдейа, греческая любовь
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ по проекту № 18-011-00968 «Сократ: pro et contra. Миф о Сократе в отечественной и мировой культуре»