|
Лихачев Глеб Геннадьевич
студент, Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва
Интерпретация мифа об Эре в контексте этической концепции «Государства»
В работе рассматривается вопрос о роли и значении мифа об Эре, который рассказывает Сократ в X книге «Государства». Производится попытка отыскать подлинный философский смысл такого завершения диалога, ответить на вопрос, как миф соотносится со всем произведением, в частности с критикой мифотворчества во II, III и X книгах. Также в работе устанавливается связь между этой мифологической историей и центральным учением «Государства» о благе.
Ключевые слова: Платон, этика, «Государство», миф Платона, эсхатология Платона, миф об Эре
Gleb Likhachev
student, State Academic University for Humanities, Moscow
The Er’s myth interpreted in the context of ethical conception of Plato’s Republic
The paper deals with the questions about character and meaning of Plato’s myth about Er, that told Socrates in the end of the X-th book of the Republic. The author tries to find true philosophical point in such ending of the book. He answers the questions about correlation between this mythological story and the whole dialog, among them is the question about Plato’s criticism of myth-making in the books 2, 3 and 10. Also in this paper the author draws a parallel between the myth of Er’s travel and general teaching of the «Republic» about Good.
Keywords: Plato, ethics, the Republic, Plato’s myth, Plato’s eschatology, myth about Er
На сегодняшний день одной из наиболее актуальных областей платоноведения является этика Платона. Изучая античную философию, трудно не заметить, что вопросы морали, природы блага и зла, возможности добродетельной жизнь являлись одними из наиболее важных для многих философов. Платон не является исключением. Вслед за Сократом, он неоднократно обращается к этической проблематике в поисках философских оснований моральных устоев общества. Попытки дать определение той или иной добродетели или найти, в чем состоит ее полезность, являются предметом таких диалогов, как «Алкивиад I», «Лахет», «Хармид», «Протагор», и, конечно, «Государство». Именно в «Государстве», диалоге, посвященном проблеме справедливости, вырисовывается самая подробная картина этики Платона. Здесь основатель Академии проектирует масштабную этическую парадигму во главе с идеей блага, которая становится ключевым понятием его философии.
Предметом исследования данной работы является содержание 10 книги «Государства», а именно миф о памфилийце Эре и его путешествии в загробное царство. Такой предмет исследования выбран не случайно: я полагаю, что выяснение смысла этой мифологической истории является необходимым шагом для прояснения этической концепции Платона, поскольку история Эра затрагивает темы справедливости и блага. Посмертную историю Эра пересказывает Сократ, чтобы у его собеседников уже не осталось никаких сомнений в том, что жизнь справедливого человека лучше жизни несправедливого (608 c, 613 a – 614 b). В предложенном изображении загробного мира мы, как кажется, видим достаточно тривиальную картину: все «грешники» получают суровое наказание, а праведники достойное вознаграждение. Однако, к этому тексту следует подходить с большим вниманием. Как справедливо указывает С. Халливелл в статье, посвященной мифу об Эре, вышедшей в Cambridge Companion to Plato’s Republic, что «несмотря на то, что значение мифа в целом как окончательного (то есть вселенского и вечного) оправдания справедливости на первый взгляд выглядит достаточно ясным, оно уводит нас… в пространство непреодолимых сложностей в интерпретации»1. Почему это так? Во-первых, принимаясь за попытку уяснить смысл и роль того или иного платоновского мифа мы всегда сталкиваемся с известным противоречием в учении философа о поэзии: Платон критикует мифотворчество, но сам творит мифы. В «Государстве» это противоречие проявляется наиболее ярко, ведь именно здесь практически в соседних пассажах, с одной стороны, встречается развернутая критика мифотворчества, а с другой, Платон создает новые мифы, в том числе миф об Эре. Во-вторых, вслед за С. Халливеллом и Джулией Аннас, автором обширного «Введения в «Государство» Платона», можно увидеть неоднозначность, которая возникает при попытке связать миф об Эре с остальным текстом «Государства». Причем если Халливелл полагает, что «миф одновременно находится и в некотором диссонансе с содержанием диалога, и в гармонии с его композицией»2, то Аннас прямо говорит о «болезненном шоке», который возникает при прочтении конца «Государства»3. Таким образом, встает вопрос, по какой причине Платон помещает этот миф в текст «Государства»? И в-третьих, необходимо отметить, что, предваряя миф, Сократ говорит лишь о том, что он будет служить дополнительным аргументом в пользу справедливой жизни, однако в самом мифе мы встречаем не только рассказ о воздаяниях после смерти, но и знаменитую формулировку платоновской теодицее, описание устройства космоса, веретена судьбы (Ананки) и находим тесные параллели с центральным учением «Государства» о благе.
Поэтому основные задачи моей работы таковы: во-первых, определить «статус» мифотворчества Платона, внутри этой задачи, я попробую ответить на следующие конкретные вопросы:
1) в чем заключается критика старой мифологии,
2) для чего Платон создает свою собственную мифологию,
3) как и кто может создать «правдоподобный миф»?
Во-вторых, рассмотреть связь мифа об Эре с центральной темой «Государства», то есть с проблемой справедливости и идеей Блага. В рамках этой задачи, встают следующие вопросы:
1) как миф «работает» в рамках общей концепции «Государства», то есть каким образом Платон убеждает своих слушателей и читателей, что справедливая жизнь приносит истинную пользу,
2) какое место занимает мифология в платоновской концепции постижения Блага, место мифа в символе линии.
1 Halliwell S. The Life-and-Death journey of the soul. Interpreting myth of Er // Cambridge Companion to Plato’s Republic. Cambridge University Press, 2007. P. 445-446: «While the myth’s overall significance as an ultimate(i. e. cosmic and eternal) vindication of justice looks clear enough at first sight, it leads us… into realms of irreducibly difficult interpretation».
2 «It stands a kind of challenging counterpoint, combining harmony and dissonance, with the rest of the Republic». Ibid., p. 445.
3 Julia Annas. An Introduction to Plato’s Republic. Oxford: Oxford University Press, 1981. P.349.
|
|