|
Туманян Тигран Гургенович
д. филос. н., профессор, зав. кафедрой философии и культурологии Востока, Институт философии СПбГУ
О традициях политической мысли средневекового ислама*
Основное внимание в докладе уделено рассмотрению средневековой арабо-мусульманской социально-политической мысли, а именно таким главным ее направлениям как нормативно-правовое, философское и морально-дидактическое.
Ключевые слова: ислам, античная философия, персидская политическая традиция, адаб, государство, власть
Tigran Tumanyan
DSc in Philosophy, professor, head of the Department of Eastern philosophy and cultural studies, St Petersburg State University, Institute of Philosophy
On the traditions of political thought in the medieval Islam
The main attention in the proposed paper is to consider the key directions of the medieval Arab-Islamic social and political thought. The most famous of these areas are the normative or legal, philosophical and moral-didactic.
Keywords: Islam, Ancient philosophy, Persian political tradition, Adab, State, Governance
Политическая мысль классического ислама имеет достаточно долгую и богатую историю. Принято считать, что в ее русле развивалось несколько основных концептуальных направлений или традиций. Все они, так или иначе, рассматривали вопросы властных отношений, этики и политики, становления и развития государства, а также его институтов. Особое место в этих концепциях всегда уделялось роли и значению религии. При рассмотрении основных направлений политической мысли мусульманского Средневековья, в первую очередь принято говорить о том, что называется нормативно-правовая, философская (арабоязычный или восточный перипатетизм) и морально-дидактическая традиции.
Хорошо известно, что правовое направление опиралось на нормативные положения ислама, в основе которых лежат принципы шариата. Исторически сложилось так, что идеологическое обоснование халифата было результатом труда правоведов и богословов, авторитетных знатоков ислама, разрабатывавших политическую теорию ислама. Поэтому непосредственной реакцией на процесс постепенной деградации халифата стало учение факихов, стремившихся с точки зрения правовых оснований установить такие принципы государственности, которые наилучшим образом соответствовали бы представлениям о религии и власти. Именно в рамках этого подхода были в итоге сформулированы основные положения исламской политической доктрины.
Представленное выдающимися мыслителями, философское направление арабоязычного перипатетизма (фалсафа) лишь в относительной степени испытало на себе воздействие исламской религиозной идеологии, следуя во многом интеллектуальным традициям древнегреческой политической мысли. Многочисленные рецепции теорий Платона и Аристотеля содержали в себе, прежде всего, попытки теоретического осмысления фактов социального и нравственного упадка и выработку на его основе собственных концепций. Характерная особенность философского направления средневекового ислама заключалось в том, что оно никогда полностью не сливалась с религией. При этом представители фалсафа, разумеется, не отрицали сам шариат, но его роль в разрабатываемых ими системах была несколько иной по сравнению с идеями консервативных представителей богословско-правовых школ ислама. Можно предположить, что шариат в их социально-политических системах являлся не столько основой, сколько одним из вспомогательных средств жизнеобеспечения «добродетельного города», прежде всего в сфере, связанной с упрочением моральных норм и стандартов. В соответствии с ними, идеальное государство ставит своей целью не столько сохранять исламские законы, сколько совершенствовать их посредством разума, правильного понимания счастья и блага.
Особое место в истории политической мысли мусульманского Средневековья занимает литература адаба, а точнее жанр так называемых «поучений владыкам» или «княжьих зерцал» являющихся собранием «книг, предназначавшихся для правителей и содержащих правила житейской мудрости и политического искусства». Эта назидательная или морально-дидактическая традиция нашла отражение в трудах как персидских, так и арабских авторов. Ретроспективным идеалом сочинителей «поучений» была персидская (Сасанидская) держава, административный, социальный и политический опыт которой они считали если не более перспективным, то весьма полезным для преодоления негативных тенденций в сфере государственно-властных отношений в эпоху правления аббасидских халифов. Вместе с тем, связывая идею государства с идеей божественного мироздания, они постулировали принцип, согласно которому социально-политическая структура, объем полномочий правителей и преследуемые ими цели должны были соответствовать воле Всевышнего.
Следует отметить, что теологический компонент в разной степени был присущ всем рассмотренным направлениям. Более того, все политические, социологические, правовые и этические учения играли чаще всего вспомогательную роль, конкретизировали лишь специфические вопросы и, как правило, опирались на авторитет Корана и сунны. В условиях социально-политической трансформации, вызванной деградацией аббасидского государства, все представленные концепции в той или иной мере исходили из принципа общей природы религии и власти.
Социально-политические проекты, ориентированные на преодоление негативных тенденций в обществе и государстве, в качестве основной причины этих тенденций указывали упадок религии в целом и нечестие правителей в частности. Поэтому возрождение политических принципов в качестве первого шага предусматривало очищение религии и возвращение к ее истокам. Вместе с тем политическая теория ислама, как и всякая другая, не могла не учитывать изменяющуюся реальность, и реакция на нее должна была соответствовать как ментальным установкам, ориентирующимся на устойчивую традицию, так и требованиям изменяющегося времени.
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01168, Санкт-Петербургский государственный университет).
|
|