|
Кулиев Олег Игоревич
к. филос. н., ассистент, Санкт-Петербургский горный университет
О сходстве экзегетической процедуры у Оригена и Гераклеона
В работе предпринята попытка анализа полемики двух мыслителей. Сравниваются их исходные установки и применяемые ими экзегетические методы. Демонстрируется чрезвычайное формальное сходство экзегетических построений обоих авторов. В качестве материала используется оригеновский «Комментарий на Иоанна».
Ключевые слова: экзегетика, методы, Ориген, Гераклеон
Oleg Kuliev
CSc in Philosophy, assistant, St Petersburg Mining University
On the similarity of the exegetical procedure in Origen and Heracleon
An attempt is made to analyze the polemic of two thinkers. Their initial attitudes and their exegetical methods are compared. The formal similarity of the constructions of both authors is shown.
Keywords: exegetics methods, Origen, Heracleon
На основе анализа некоторых из сохранившихся толкований Гераклеона предпринята попытка показать, что экзегетический метод Оригена сформировался в том числе под влиянием гностических методов толкования. Главный недостаток толкований Гераклеона в том, что они не подчинены принципу единства Писания, который, по мысли Оригена, должен выступать регулятивным принципом любой экзегетической процедуры. Несоблюдение этого правила делает толкования Гераклеона «натянутыми» и «несостоятельными». Ориген раз за разом показывает, что взгляды Гераклеона, выводимые им из одних мест Евангелия, не подтверждаются другими, и, следовательно, Гераклеон не может претендовать на полное понимание богодухновенного текста, пронизанного единым смыслом. Однако, несмотря на непримиримый полемический тон, некоторые моменты собственной позиции Оригена наводят на мысль о существующем между противниками сходстве. Примечательно, что иногда сам Ориген, толкуя тот же стих Писания, использует идентичные приемы толкования. Следовательно, его критика нацелена не на применяемые Гераклеоном методы, но на то, как они проводятся и к каким выводам приводят. Итак, схожесть экзегетических приемов, особенности словоупотребления, постановка близких по смыслу вопросов — все это позволяет говорить об общих для того и другого контурах мысли. Подводя итог, можно указать, что, критикуя Гераклеона, Ориген отказывается от более свойственной ему формы анализа чужих мнений, когда чей-либо взгляд не опровергается, но, скорее, уточняется, будучи вписан в сложную систему гипотез, или сопровождающих это мнение, или логически из него вытекающих. Соединяя их в одно целое, Ориген как бы оттеняет исходное положение, показывая как слабые, так и сильные его стороны, — то, что принять никак нельзя, и то, что допускает некоторое обоснование. Ясно, что подобный анализ допустим лишь там, где обсуждаемый тезис, во-первых, не противоречит «ясно переданному» в Писании, во-вторых, относится к области «допускающего разыскание». Выводы же Гераклеона несоответствуют «ясно переданному» церковью учению, т. е. тем аксиомам христианского опыта, которые, по Оригену, не нуждаются ни в каком сопутствующем разыскании — настолько прямо они выражены в Священном Писании. Следовательно, задача Оригена сводится здесь к тому, чтобы показать неумение противников сохранить столь важный для него принцип единства Писания.
|
|