Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Приходько Максим Александрович
к. филос. н., протоиерей, приход РПЦ в честь Николая Мирликийского, г. Севилья (Испания)

Символический аспект антропологии Евагрия Понтийского*

В докладе рассматривается учение Евагрия Понтийского о природе человека как месте взаимопроникновения реальности чувственной и умопостигаемой. Основным полем антропологии Евагрия, где формируется его символическое видение, выдвигается сфера учения о бестелесных образах, существующих в душе (eidōla, eikones, phantasiai, phantasmata), а также, концептов, (noēmata) формируемых в душе на основе впечатлений, образов (typos, morphē).

Ключевые слова: христианская антропология, ум, душа, тело, неоплатонизм, энтелехия, символ

Maxim Prikhodko
CSc in Philosophy, priest, the Orthodox parish of St Nicolas, Seville, Spain

Symbolical aspect of the anthropology of Evagrius Ponticus

In the report is considered the doctrine of Evagrius Ponticus on men as a place where sensual and intelligible realties are interrelated. Evagrius’ concepts on forms, shapes, icons and noēmata existing in the soul play an important role in the ontological symbolism of Evagrius.

Keywords: Christian anthropology, mind, intellect, soul, body, Neoplatonism, entelechy, symbol


Евагрий Понтийский выступает продолжателем двух важных тенденций христианской и античной философской мысли: совмещения мышления субъекта и Откровения, — что было центральной линией экзегетики и герменевтики александрийской школы, с проблемой соотношения в человеке двух начал: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого, тела, души и ума, а также связи между ними, что было ключевым пунктом античной философии. Евагрий находит оригинальное решение этих проблем в синтезе символизма и онтологии в реальности бытия человека и его психо-соматического устройства.

Человек, по Евагрию, представляет собой единство ума, души и тела. В этой трихотомичной антропологии заложена суть символического видения Евагрия. Три части устройства человека (ум, душа и тело) корреспондируют три метафизических уровня ноэтической реальности: «как тело являет своими делами душу, обитающую в нем, а душа своими побуждениями возвещает об уме, который есть ее глава, так же и ум есть тело Духа и Логоса. Как тело — обитающую в нем душу, он являет их, и такая Душа этого ума являет его Ум, Который есть Отец».1 Цель и вершина познания, по Евагрию, совпадает с целью бытия человека, осуществлением богоподобия, в котором составляющие ум-душа-тело выстроены таким образом, что ум становится телом Бога: «душой» ума (представленным как «тело») выступают Дух и Логос, а «Умом» Духа и Логоса («Души») — Сам Бог. Таким образом, человек осуществляет себя символически и онтологически. В конце этого пути «уму» открывается духовное «единство» мира, которое должно быть исполнено в эсхатологической перспективе, когда исчезнут различия «имена и числа»2, и «Бог будет все во всем».

Перевод символа в антропологическую плоскость позволяет Евагрию продолжить учение Оригена об адекватности различных смыслов Писания соответствующим сферам бытия человека (телесной, душевной, духовной) и учение Плотина о чувственно-воспринимаемой реальности как лестнице к умопостигаемой действительности. Для Евагрия, сфера телесного уже не просто отражает интеллигибельную реальность, в некотором смысле она уже сама по себе интеллигибельна, в своем присутствии в сознании человека. С другой стороны, ментальные образы, концепты, логосы в каком-то смысле являются «телесными»: относительно разных состояний трехчастного состава человека, они могут, как способствовать узрению высших истин, так и затемнять их.

Евагрий во многом продолжает тему, обозначенную Платоном в «Софисте» о сфере бестелесных образов, существующих в душе (eidōla, eikones, phantasiai, phantasmata), а также, концептов, (noēmata) формируемых в душе на основе впечатлений, образов (typos, morphē), обнаруживая точки пересечения с антропологией Аристотеля. Кроме того, Евагрий подвергает ревизии аристотелевское учение о душе как энтелехии тела.


*  Материал подготовлен при поддержке РФФИ ОГОН, проект № 15-33-01285.

1 Евагрий Понтийский. Послание к Мелании / Перев., примеч. Ю. Н. Аржанова // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия : В 2-х т. Т. 1. М., СПб.: «Никея» – РХГА, 2009. С. 481.

2 Там же, с. 484.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ