Доклад посвящен обзору мнений различных исследователей о характере и особенностях неоплатонической философии Синесия Киренского. Главный вопрос, являющийся предметом дискуссий до сих пор: был Синесий представителем порфирианской традиции или ямблихианской?
The report is dedicated to review of different opinions about character and features of Synesius’ Neoplatonic philosophy. The main question, which has been the matter of discussion until now, is: was Synesius a representative of Porphyrian tradition of Neoplatonism or of Jamblichus’ one?
В 1963 г. случился раскол среди исследователей по вопросу философской оригинальности Синесия Киренского. Поводом для раскола послужила программная статья Анри Марру1, касавшаяся не только Синесия, но и всего феномена александрийского неоплатонизма.
Марру, критикуя своего коллегу Шарля Лакомбрада, выдвинул следующие тезисы:
а) Синесий не был философом, его философские знания — это его культурный бэкграунд, а не его философия;
б) у Синесия в его личном конфликте между язычеством и христианством язычество представлено неоплатонической философией;
в) Синесий — свидетель философского образования в Александрии и только в этом качестве его следует изучать историкам философии;
г) несмотря на некоторую склонность Синесия к оккультным практикам, в целом в Александрии царил дух «здорового рационализма», и соответственно Синесий был одним из носителей этого духа. В целом этот дух ассоциировался с Порфирием.
Таким образом, Марру вписал Синесия в историю христианского неоплатонизма в Александрии, который, считал он, ближе к порфирианской традиции, чем к ямблихианской.
После Марру была поставлена новая для синесиеведения проблема неоплатонического бэкграунда Синесия, и она вызвала продолжительную дискуссию. Одни исследователи считали Синесия склонным не только к порфирианству, но и к теургии Ямблиха, отмечая при этом необходимость изучения вопроса о влиянии на Синесия Халдейских Оракулов. Другие отмечали, что хотя Синесий и испытывал искренний интерес к учению мистического и эзотерического характера, но его нельзя считать мистиком. В 90-е гг. Кэмерон и Лонг2 полагали, что Синесий был ближе к среднему платонизму, чем к Плотину, Порфирию или Ямблиху, и что разница между афинским неоплатонизмом и александрийским сильно преувеличена3. Что касается Халдейских Оракулов, то этот текст был, по их мнению, столь же порфирианский, сколь и ямблихианский4.
В 90-е гг. в синесиеведении наступил кризис. Тщательный анализ философских текстов Синесия показал, что мы не можем однозначно отнести его к порфирианской традиции, противопоставляя александрийский платонизм афинскому. Итогом ХХ в. в целом стало усиленное внимание к проблеме влияния на Синесия Халдейских Оракулов. Что касается оригинальности Синесия как философа, в этом мнения исследователей расходятся. Кроме того, не до конца ясно, можно ли считать Синесия представителем исключительно порфирианской традиции неоплатонизма, и насколько сильно на его философские взгляды повлияло христианство.
Последнее время интерес к личности и творчеству Синесия неуклонно возрастает. Недавно появилась статья (написанная Брегманом, что показательно) о Синесии в Кембриджской истории философии (2010)5. В этой статье Брегман несколько смягчает свои тезисы из книги 1982 г., склоняется к точке зрения Марру и относит Синесия не столько к профессиональным философам, сколько к «метафизическим поэтам»6.
Идея о том, что Синесий — «не совсем» философ, на разные лады повторяется в книге Танасеану-Дёблер о феномене обращения к философии7, а также в статье Димитрова (2008)8. Сборник 2012 г. «Политика — Литература — Философия»9 можно рассматривать как некоторый философский итог. Все вопросы, связанные с неоплатонизмом, попытались разрешить: Уго Крискуоло (о соотношении неоплатонизма и богословия), Фолленвайдер (о неоплатонизме в гимнах) и Танасеано-Дёблер (об отношении Синесия к теургии). Указанные авторы развивают следующие два тезиса: 1) Синесия нельзя отнести только к порфирианской традиции, следует обратить внимание на присутствие теургических элементов в текстах Синесия (особенно в гимнах и в трактате «О сновидениях»); 2) христианский бэкграунд Синесия был явно недооцененным. В целом Синесий относится к зарождающейся в те времена в Александрии традиции христианского неоплатонизма: он использует неоплатонический язык, но его идеи большинством исследователей признаются христианскими по своему существу.
1 Marrou H. Synesius of Cyrene and Alexandrian Neoplatonism // The Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century. Ed. by A. Momigliano. 1963. P. 126-150.
2 Cameron A., Long J. (with a contribution by Sherry L.) Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993.
3 Ibid. P. 50.
4 Ibid. P. 51.
5 Bregman J. Synesius of Cyrene // The Cambridge History of Philosophy in Late Antiquity. V. I. Ed. by L. P. Gerson. Cambridge, 2010. P. 520-537. [Bibliography: Vol. II. P. 1095-1098].
6 Ibid. P. 536.
7 Tanaseanu-Doebler I. Konversion zur Philosophie in der Spaetantike. Kaiser Julian und Synesios von Kyrene. Stuttgart, 2005.
8 Dimitrov D. Y. Synesius of Cyrene and the Christian Neoplatonism: Patterns of Religious and Cultural Symbiosis // What Happened to the Ancient Library of Alexandria? Ed. by Mostafa El-Abbadi and Omnia Fathallah. Leiden, Brill, 2008. P. 149-170. Синесий относится к христианскому платонизму, который считается формой христианского эллинизма (p. 170).
9 Synesios von Kyrene. Politik — Literatur — Philosophie. Ed. by H.Seng and L. M.Hoffmann. Turnhout, 2012.