Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Евлампиев Игорь Иванович
д. филос. н., профессор, Институт философии СПбГУ

Не-сущий Бог в гностическом христианстве и неоплатонизме*

Доказывается, что идея не-сущего Абсолюта возникла не в неоплатонизме, а гораздо раньше, в памятниках гностического христианства начала II в. Концепция рождения всего существующего из Абсолюта (Отца), изложенная в Евангелии Истины, рассматривается как исток традиции, проходящей через всю историю христианской философии.

Ключевые слова: раннее христианство, пантеизм, гностицизм, Евангелие Истины, не-сущий Бог

Igor Evlampiev
DSc in Philosophy, Professor, St Petersburg State University, Institute of Philosophy

Non-existent God in Gnostic Christianity and Neoplatonism

It is proved that the idea of a non-existent Absolute did not arise in Neoplatonism, but much earlier, in the texts of Gnostic Christianity of the beginning of the second century. The conception of the birth of all that exists from the Absolute (Father), set forth in the Gospel of Truth, is seen as the source of the tradition that goes through the whole history of Christian philosophy.

Keywords: early Christianity, pantheism, Gnosticism, Gospel of Truth, non-existent God


Согласно общепринятой точке зрения на историю раннего христианства, сложные богословские концепции начали возникать только с IV в. на основании переработки античного философского наследия, прежде всего неоплатонизма. В первую очередь это относится к важнейшей концепции не-сущего Бога. Считается, что впервые эта концепция возникла в неоплатонизме, в описании высшего принципа системы — Единого.

На деле, такой подход искажает реальные процессы, протекавшие в философии в I-IV вв., и это связано с искаженным пониманием раннего христианства. Как показал Вальтер Бауэр в книге «Ортодоксия и ересь в раннем христианстве» (1934) вовсе не ортодоксальное направление, ставшее господствующим в IV в., было наиболее влиятельным и богатым идеями в первые два века христианского развития. Исходное, неискаженное христианство было гораздо ближе к тому, что называется гностицизмом, чем собственно к позднейшей ортодоксальной традиции, к церковному учению.

Понимание гностического христианства как самой ранней формы христианского учения, позволяет дать совершенно иную оценку влияния христианства на философию. Гностические учения с самого начала обладали очень развитой философской основой, и она была существенно иной, чем основы уже существовавшей античной философской традиции. Исследование тестов библиотеки Наг-Хаммади позволяет восстановить важнейшие элементы подлинного христианского учения. В отношении идеи не-сущего Бога особенно большое значение имеют Апокриф Иоанна и Евангелие Истины, созданные не позже середины II в.

В Апокрифе Иоанна высшее начало всего существующего (Абсолют) имеет несколько имен, чаще всего используются понятия Отец и Дух незримый; при этом Отец противопоставляется всему, что традиционно называется «богами»: «Не подобает думать о нем как о богах или о чем-то подобном». В следующей фразе Отец признается стоящим выше всего существующего: «Он не из тех, кто существует, но много избраннее. Не так, как если бы он был избраннее (по сравнению с другими), но то, что его, не причастно ни эону, ни времени. Ибо то, что причастно эону, было вначале создано» (Апокриф Иоанна 3, 25–30). Та же идея высказывается и в еще одном древнем гностическом памятнике — в Трех стелах Сифа, произведении, имеющем форму молитвы к высшим силам: «Ты [Барбело, Первая Мысль] первая увидела того, кто воистину Предсуществующий, так как он Не-сущий. … Мы славим тебя, о Не-сущий! Существование, которое прежде существований. Первосущность, которая прежде сущностей! Отец Божественности и Жизни!» (Три стелы Сифа VII, 121, 124).

Но наиболее ясная и оригинальная концепция не-сущего Первоначала изложена в Евангелии Истины. Первоначало здесь также названо Отцом и к нему прямо применено определение «не-сущий» (Евангелие Истины. Двенадцать переводов христианских гностических писаний. Ростов н/Д, 2008. С. 101). Из него выделяются идеальные сущности, которые уже обладают существованием и которые в других памятниках (например, в Апокрифе Иоанна) названы Плеромой, т. е. идеальной полнотой всего существующего. Однако в Евангелии Истины эти сущности признаются несовершенными, поскольку их главным (негативным) качеством оказывается незнание Отца. Это следует из того, что существующее не может самостоятельно, «от себя» постичь не-существующее (но может это сделать получив «призыв» от Отца, это и есть главная функция Иисуса Христа). Незнание Отца — это радикально негативное качество, обуславливающее отделение, разрыв с началом всего. Всё, возникающее из Отца и в нем, является сразу, «от рождения», глубоко несовершенным. В связи с этим возникает сомнение, можно ли вообще в этих условиях описывать акт возникновения отдельных «незнающих» сущностей в Отце как акт творения. Скорее, следовало бы говорить о том, что возникающие сущности появляются как бы «сами собой», благодаря какой-то скрытой особенности Отца, позволяющей им произвольно обособиться от него и существовать не зная его, хотя и будучи связанными с ним по своей бытийной сущности. В Евангелии Истины признается, что мир возник если и не по «замыслу» Отца, то все-таки по его «согласию». «Изъян вещества не возник из бесконечности Отца, приходящего дать время изъяну, хотя никто не смог сказать, что Он придет так, Нетленный. Но она умножилась, глубина Отца, и она не была с Ним, мысль заблуждения, дело слабости, которое легко исправить обретением пришедшего к Тому, Кто возвратит его, ибо возвращение называют покаянием» (Там же, с. 104). В этом описании можно увидеть намек на то, что именно «бездонная» глубина Отца («приходящего дать время изъяну»), характеризующая его непостижимость, и является причиной незнания, т. е. тем ничто, которое есть основание нашего мира и источник его несовершенства.

Именно изложенную концепцию Евангелия Истины, а вовсе не неоплатонизм можно признать источником известнейших систем мистического пантеизма в истории, созданных Мейстером Экхартом, Николаем Кузанским, Лейбницем, Фихте, Шеллингом, Вл. Соловьевым.


*  Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01168, Санкт-Петербургский государственный университет).

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ