|
Плешков Алексей Александрович
к. филос. н., научный сотрудник, Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева, НИУ ВШЭ, Москва
Материя и Время в «Тимее» Платона*
В докладе ставится вопрос об отношении материи ко времени в диалоге «Тимей». Если вечность выступает в качестве ключевой характеристики мира идей, а время — космоса, то каков темпоральный статус материи? C одной стороны, она «существует» до создания космоса (следовательно, вне времени), с другой стороны, она противоположна идеальной модели (следовательно, не вечна). В таком случае, кроме вечности и времени метафизика Платона оставляет место для чего-то третьего. Возможно, рассуждение Платона о мгновенности (τὸ ἐξαίφνης) в «Пармениде» может пролить свет на этот загадочный темпоральный статус материи.
Ключевые слова: Платон, «Тимей», метафизика времени, «Парменид», вечность, время, мгновенность
Alexey Pleshkov
CSc in Philosophy, research fellow, Poletayev Institute for Theoretical and Historical Studies in the Humanities, National Research University Higher School of Economics, Moscow
Matter and Time in Plato’s Timaeus
The author raises the question of the relation of matter to time in the Timaeus. If eternity is the key characteristic of the Forms, and time — of the cosmos, then what is the temporal status of matter? On the one hand, it ‘exists’ before the creation of the cosmos (thus, out of time), on the other hand, it is opposite to the Model (thus, not eternal). In this case, Plato’s metaphysics leaves room for something third, besides eternity and time. It is argued, that Plato’s discussion of the instantaneousness (τὸ ἐξαίφνης) in the Parmenides can shed light on this mysterious third temporal status.
Keywords: Plato, the Timaeus, metaphysics of time, the Parmenides, eternity, time, instantaneousness
Второе рассуждение «Тимея», посвященное третьему элементу онтологической модели, и впервые в Корпусе предлагающее развернутое рассмотрение материи1, является одним из самых сложных и загадочных тем философского наследия Платона. Несмотря на огромное количество исследований, о каком-то консенсусе по данному вопросу среди исследователей говорить не приходится. Отдельно стоит отметить и тот факт, что вопрос о темпоральном статусе материи редко оказывается в фокусе внимания платоноведов.
С самого начала «новых речей о Вселенной» материя характеризуется как нечто весьма трудное для понимания (49a). Тимей неоднократно извиняется за неточность своих слов и формулировок (49a–b), а наиболее надежными методами описания материи оказываются метафора и аналогия, во многом иллюстративные и облегчающие понимание, однако, далекие от идеала философской строгости. Тем не менее, что-то о материи можно сказать наверняка. Например, что она существует до построения космоса (52d–53b), а значит — и времени (38b). Следуя традиционной для европейской философской традиции дихотомии время–вечность, вневременность материи предполагает ее вечность. Тем не менее, вечность есть ключевая и специфическая характеристика идеальной Модели, а значит, не может быть приписана материи, этому онтологическому антониму идеального. Чтобы отличить «вечность» Модели от «вечности» материи, для обозначения последней я предлагаю использовать понятие «мгновенности». Под мгновенностью, таким образом, понимается способ существования материи, главные характеристики которого — вневременность и не-длительность, а главная функция состоит в том, что мгновенность является условием темпоральной дифференциации. Стоит отметить, что выбор термина неслучаен, он обусловлен введенным Платоном в «Пармениде» понятием вдруг (τὸ ἐξαίφνης)2. Несмотря на то, что субстантив τὸ ἐξαίφνης является платоновским неологизмом, это понятие выражает общую и хорошо знакомую древнегреческой традиции интуицию времени как негации.
Для того чтобы обосновать предлагаемую интерпретацию мгновенности как способа существования материи, необходимо решить ряд задач. Во-первых, продемонстрировать укорененность интуиции времени как негации в древнегреческой традиции. Во-вторых, с помощью семантического анализа показать, что слова «вдруг»/«мгновенность» не являются элементом исключительно «идеального контекста»3 у Платона, как это традиционно принято считать. После этого, объяснить роль и значение понятия мгновенность в «Пармениде». В-третьих, найти в тексте двух диалогов основания для объединения концепций материи и мгновенности (ведь в «Тимее» сама лексема ἐξαίφνης /τὸ ἐξαίφνης отсутствует). Наконец, объяснить роль и значение мгновенности материи в онтологической модели, предлагаемой Платоном в «Тимее».
* Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.
1 Несмотря на то, что у Платона общеупотребимый в позднейшей традиции термин «материя» (ὕλη) отсутствует, в своей работе я буду использовать его как зонтичное понятие, покрывающее все имена сущности, вводимой Тимеем во втором рассуждении (третий вид, восприемница, кормилица, необходимость).
2 Существительное τὸ ἐξαίφνης образовано от наречия ἐξαίφνης путем субстантивации. Значения наречия — «внезапно», «неожиданно», «вдруг», «тотчас же», «немедленно», «мгновенно» (LSJ, Дворецкий). Соответствующие оттенки несет на себе и существительное. Далее по тексту для перевода субстантива будет использоваться слово «мгновенность» (такой же перевод предлагается, например, Дворецким и LSJ).
3 Под «идеальным контекстом» понимается контекст, относящийся к миру идей.
|
|