Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Туманян Тигран Гургенович
д. филос. н., профессор, зав. кафедрой философии и культурологии Востока, Институт философии СПбГУ

К вопросу о библейских основаниях политики и этики в исламе*

В докладе рассмотрены некоторые библейские сюжеты, нашедшие отражение в исторической традиции и политической теории ислама.

Ключевые слова: Библия, Коран, ислам, политическая традиция, государство, власть

Tigran Tumanyan
DSc in Philosophy, professor, head of the chief of Eastern philosophy and cultural studies, St Petersburg State University, Institute of Philosophy

On the Biblical Grounds of Politics and Ethics in Islam

The main focus of the proposed paper is to consider some Biblical stories reflected in the historical tradition and political theory of Islam.

Keywords: Bible, Koran, Islam, political tradition, state, power


Исламские политические теории традиционно исходят из положения, согласно которому государство, а также лежащие в его основе принципы власти суть результат реализации божественной воли. Характерной чертой ислама является то, что он не проводит различия между государством и обществом, как не проводит различия между религией и государством.

Поскольку государство в исламе мыслится как божественное установление, особое значение приобретает обращение к религиозным источникам, и здесь суры Корана могли обогащаться иными священными текстами, прежде всего, инспирированными сюжетами из Ветхого Завета. История государства начиналась для мусульман не с чередования событий земной жизни, связанной с его становлением, а с реализации божественной воли и священной истории. Согласно такому представлению, когда Всевышний создал небо, землю, ангелов и джиннов, Он создал Иблиса1, который был первым, кто получил власть (мулк). Бог сделал его правителем и господином нижней части неба и земли, а также охранителем рая. Согласно другой версии, Всевышний поставил его судьей над джиннами, которые были первыми обитателями земли и в ведении которых находились цари, пророки, религиозное благочестие, долгая жизнь и блаженство в изобилии. Иблис был столь успешен в качестве судьи над джиннами, что стал чрезмерно заносчивым и надменным. Бог сотворил первочеловека — Адама, но Иблис отказался подчиниться ему должным образом: «Я — лучше его: Ты создал меня из огня, а его создал из глины» [Коран 7:11]. За это Иблис был низвергнут и обречен на адские муки.

Этот эпизод творения, практически повторяющий ветхозаветный сюжет, важен, прежде всего, тем, что он во многом снимает с Всевышнего ответственность за происхождение зла, что использовалось впоследствии мусульманскими теологами в полемике с зороастрийцами, манихеями и представителями других религиозных учений, которые, если не связывали природу зла с Богом напрямую, то, по крайней мере, делали его ответственным за попустительство ему.

В исламской традиции Адам был не только пророком — проводником божественного закона, но и наместником (халифом) Аллаха на земле [Коран 2:28], наделенным властью и могуществом (мулк ва султан). Перед смертью Адам передал главенство (риййаса) своему сыну Сифу (араб. Шис), и с тех пор каждый правитель передавал на смертном одре завещание (васиййа) своему наследнику вместе с «политическим руководством и управлением подданными» (сиййасат ал-мулк ва тадбир тахта йадайхи мин ра‘ийатихи). Они вели жизнь в религиозной чистоте и благочестии, проводя время в поклонении Богу. Главное следствие подобного учения о жизни людей заключалось в представлении о том, что всякая власть во Вселенной и все природные или нравственные законы установлены Всевышним. Бог управляет в буквальном смысле слова, назначая правителей, судей и направляя армии против не повинующихся порядку подданных. Божественное правление всегда было и всегда будет, и эта идея с необходимостью должна проявляться в земном правлении. Адам выражает полноту божественной власти на земле, и его потомки рассматриваются как живущие в политически организованных обществах, подобно джиннам, предшествовавшим им.

Однако не всякая власть могла считаться справедливой; в качестве объяснения этого используется ветхозаветная аллегория, связанная с сюжетом об убийстве Авеля (араб. Хабил) Каином (араб. Кабил). Убив своего брата, Каин отринул божественный закон и справедливое правление, установленное Адамом, — такова природа деспотического правления (джабабира ва фара‘ина), примером которого у мусульман часто выступала власть фараона.

Еще одна форма нравственного упадка была связана уже с другим библейским сюжетом, а именно с преданием о потопе. Именно после него некоторые из людей отказались от какой-либо власти и не имели ее вовсе, что отчасти было известно мусульманам из их собственной истории, поскольку ислам возник в безгосударственном обществе. Будучи язычниками, арабы жили в состоянии джахилийи (неведение). Адам же стал воплощением альтернативы как тирании, так и анархии. Его руководство имело признаки религиозного и политического предводительства в соответствии с волей Всевышнего. В качестве наместника Бога на земле (халифат Аллах фи ал-ард) он распространял божественный закон среди своих потомков по мере того, как их число увеличивалось. Вот почему правление должно быть, и вот почему оно сохранилось среди потомков Сифа после Великого потопа. Впоследствии правление не всегда было справедливым, и это длилось вплоть до пророка Мухаммада, который установил мусульманскую «политию», управлявшуюся его непосредственными преемниками (ал-хулафа’ ар-рашидун, или «праведными халифами») в Медине.


*  Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 17-18-01168, Санкт-Петербургский государственный университет).

1 Иблис («дьявол», «сатана») — падший ангел, ослушавшийся Аллаха и низвергнутый за это с небес.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ