|
Шиповалова Лада Владимировна1, Шапошникова Юлия Владимировна2
1 д. филос. н., доцент, зав. кафедрой философии науки и техники, Институт философии СПбГУ 2 к. филос. н., ст. преподаватель, Институт философии СПбГУ
Образы античной науки в контексте научной революции
В докладе на материале исследований XX в. будет раскрыта проблематичность понятия “научная революция”, коренящаяся в неоднозначной оценке новоевропейскими мыслителями сущности и значения античной науки.
Ключевые слова: научная революция, античная наука, эпистемология, история науки
Lada Shipovalova1, Yulia Shaposhnikova2
1 DSc in Philosophy, associate professor, Head of the Department of Philosophy of Science and Technology, St Petersburg State University, Institute of Philosophy 2 CSc in Philosophy, seniour lecturer, St Petersburg State University, Institute of Philosophy
The Images of Ancient Science in the Context of the Scientific Revolution
Based on a number of researches of the XX c., the report will reveal the problematic character of the concept of “the Scientific Revolution”, which roots in the ambiguous evaluation of ancient science by modern European thinkers.
Keywords: scientific revolution, ancient science, antiquity, epistemology, history of science
Значимость той или иной философской концепции, со всей очевидностью, определяется прежде всего ее проблематичностью и многозначностью, являющимися истоком постоянно возобновляющегося вопрошания. И в этом смысле не вызывает сомнений актуальность понятия «научной революции», возникшего в XX веке для описания исторической ситуации в новоевропейской науке и ставшего предметом многочисленных споров среди исследователей в области исторической эпистемологии. Авторским мотивом, определяющим содержание доклада, явилась потребность продемонтстрировать и обосновать связь противоречивого характера понятия научной революции, нашедшего отражение в современных историко-эпистемологических концепциях, с неоднозначным отношением интеллектуалов Нового времени к античной науке и философии.
Основная коллизия, связанная с понятием революции вообще и научной революции в частности, состоит в ее двояком отношении к прошлому. С одной стороны, революция есть разрыв со старой традицией, истолкованной не столько как преодоленная и проигравшая в соревновании «плодоносных истин», но как не релевантная новым задачам и целям. Об этом, в частности, пишет Ф. Бэкон, указывая во введении к Новому Органону на невозможность сравнения его позиции с учениями античных авторов, поскольку предлагаемый им новый путь никогда ранее не был «известен и испробован». С другой стороны, этимология понятия «революция» включает в себя значение возвратного движения, восстановления ранее бывшего и возрождения утраченного. Неоднозначность трактовок сущности и значения античной науки, сформировавшихся в эпоху научной революции, тем самым задает внутреннюю противоречивость и самого понятия «научной революции».
Не следует забывать, что понятие «научная революция» является принципиально вторичным, поскольку не принадлежит понятийному полю новоевропейской традиции как таковой, а относится к современному дискурсу историографии науки и исторической эпистемологии. Тем не менее, именно это понятие позволяет зафиксировать существенные черты реальных преобразований, совершившихся в науке и философии в XVII-XVIII вв., а также проанализировать смысл этих преобразований. Кроме того, в работах самих новоевропейских философов, заложивших основы Новой науки, — Декарта, Бэкона, Лейбница и др. — в той или иной степени присутствуют оба момента «революционного» отношения к прошлому: мотив разрыва со старым и устремленность к новым задачам, с одной стороны, и почти ученический пиетет перед глубиной и плодотворностью античного наследия, с другой.
В исследованиях современных специалистов по истории науки, избравших понятие «научной революции» предметом своего анализа, можно обнаружить, по крайней мере, два прочтения этого понятия. Первое относится к традиции французской исторической эпистемологии и понимает революцию как эпистемологический разрыв в духе Башляра (А. Койре). Второе подчеркивает последовательный характер преобразований и «растягивает» событие революции как минимум на два столетия (Г. Баттерфилд, Д. Уоттон). Первое подчеркивает внезапность перехода к новой научной парадигме, предполагающей радикальный отказ от прежней античной научной традиции и одновременное возрождение ее в новом контексте; второе рассматривает все предшествующее новоевропейскому настоящему как «до-научное» прошлое. Это разногласие историографов связано, на наш взгляд, с уже отмеченной двойственностью понятия «революции».
Неоднозначность трактовки новоевропейскими интеллектуалами предшествующей исторической традиции, и в особенности античного наследия, ставит под вопрос истолкование логики развития научного знания в его истории. Представляется неясным, как быть с двояким отношением новоевропейских ученых к представителям античной учености и тем обстоятельством, что творчество одних и тех же авторов — Платона, Аристотеля и др. — оказывается как предметом отрицания, так и основой возрождения. Требует разрешения вопрос, следует ли совершить выбор в пользу той или иной интерпретации современных западных эпистемологов и тем самым предпочесть радикально негативную или однозначно позитивную позицию новоевропейской традиции в отношении к античной науке? Или следует признать конструктивной многозначность образов античной науки, обнаруживающихся в сочинениях новоевропейских философов и ученых?
Авторы доклада предпочитают второй путь и убеждены, что положительный ответ на второй вопрос не означает пренебрежения строгостью историко-философского исследования. Более того, представляется справедливым, что именно второй путь позволяет оправдать значение античной науки, являющейся обязательным элементом античной традиции в целом, как классической. Если под классическим произведением понимать то, что «обращается к современности так, как будто говорит специально для нее» (Гадамер), и если признать, что события современности различны в различные эпохи, то именно благодаря возможности противоречивых интерпретаций античного наследия, удается убедиться в его значимости для всех времен, а следовательно, в его статусе классического.
|
|