В докладе рассматривается рождение теории искусства танца в Италии XV века на основании философии Аристотеля и Платона. Теория Платона, благодаря флорентийскому неоплатонизму, побеждает.
The paper treats the origin of Renaissance theory of dance in XV century Italy and its close connection to philosophy of Aristotle and then Plato. Due to Florentine Neoplatonism ‘platonic’ theory wins.
Настоящий доклад посвящен истории рождения теории европейского танца в Италии XV века и его связи с античной философией — а именно, с Аристотелем и, более остальных, Платоном. Будет показано, как возродившийся интерес к философии Платона, преобразившейся во флорентийских неоплатонических кругах, потеснил Аристотеля как главный образец в создании теоретической базы для всякого искусства.
Впервые идея танца как самостоятельного, высокого и серьезного искусства возникла в Ломбардии в середине XV века; этот новый стиль в танце получил поэтому название ballare lombardo.
Основные источники по танцу XV в.:
Domenico da Piacenza c. 1455 De arte saltandi et choreas ducendi
Antonio Cornazano 1455/1465 Libro dell’Arte del Danzare
Guglielmo Ebreo 1463 De pratica seu arte tripudii vulgare opusculum
Giovanni Ambrosio (alias Guglielmo Ebreo) c. 1474 De pratica seu arte tripudii editio secunda
Доменико, первый теоретик танца в европейской истории, в теоретической части своего трактата опирается еще на схоластическую манеру изложения и в качестве защитника своих идей выбирает Аристотеля с его принципом золотой середины, теорией движения и списком добродетелей1. Примерно того же принципа придерживается его ученик Антонио Корнаццано.
В нашем случае более интересным представляется сочинение Г. Эбрео De pratica seu arte tripudii. Технический поход Доменико сменяется у Эбрео более современным, учитывающим новые философские веяния: а именно, платонические вкусы придворных.
Теоретическая часть трактата Эбрео проникнута платонизмом. Он неоднократно прибегает к почерпнутым у Платона понятиям мировой гармонии, идеи красоты, связи совершенного искусства и совершенного в добродетели исполнителя2. В отличие от Доменико, Гульельмо явно знаком с текстами Платона и цитирует непосредственно те места, где Платон рассуждает о танце.
Во введении Эбрео апеллирует к Платону, по которому танец становится танцем, а не некоей массой инстинктивных движений, благодаря чувству гармонии и ритма, присущего только человеку («Законы», II, в частности, 673d, но и в целом вся книга).
Затрагивая тему выразительности танца, Гульельмо пишет следующее: «Танец — выражение движений души, movimenti spiritali, которые происходят в свою очередь из совершенных созвучий гармонии, которые проходят через наши уши в сердце и разум, где порождаются dolci commovimenti, симпатические движения, выливающиеся в движения тела» (1474, 7v ff.). Это описание, выдержанное в духе неоплатонизма (здесь можно вспомнить, например, Марсилио Фичино и его описание зарождения любви в «Комментарии к „Пиру” Платона»), могло быть, в частности, вдохновлено соответствующим пассажем из «Законов» Платона о происхождении танца из желания выразить чувства через движение тела (VII, 816).
Теория отражения эмоций в разных видах танца, а также теория воспитания танцора (который должен быть virtuoso и honesto) весьма интересует Эбрео. Ср. «Законы» VI, 795е и VII, 814e ff., где говорится о двух родах танца, благородном и низменном, воспроизводящих движения разных тел и душ, и далее о правильном состоянии души, необходимом для благородного вида танца.
Эбрео прибегает к Платону и с формальной точки зрения, используя в одной из частей трактата 1474 г. форму сократического диалога. При этом большие сомнения вызывает его знание древних языков – однако на основании его биографии можно утверждать, что он был связан с флорентийским двором и, надо полагать, неоплатоническим кружком.
Теоретические трактаты Гульельмо оказали немалое влияние на дальнейшее развитие танца вплоть до нового стиля эпохи барокко. Здесь надо упомянуть сюжеты ренессансных балетов и несколько сочинений (напр., Dialogo su di Danza Ринальдо Корсо 1550 г.). Можно смело утверждать, что отцом теории европейского танца был Платон, получивший распространение в Италии благодаря флорентийскому двору.
Избранная библиография по теории раннего ренессансного танца
Fifteenth-century dance and music, vol. I, transl. and annotated by A. William Smith. NY, 1995.
J. Nevile, The Eloquent Body: Dance and humanist culture in Fifteenth-century Italy. Bloomington, Indiana, 2004.
B. Sparti, Antiquity as Inspiration in the Renaissance of Dance: The Classical Connection and Fifteenth-Century Italian Dance // Dance Chronicle, vol. 16, №3б 1993.
B. Sparti, Guglielmo Ebreo of Pesaro. De pratica seu arte tripudii (On the practice or art of dancing). Oxford, 1993/95.
O. di Tondo, Storia della danza in Occidente dall’Antichita’ al Seicento. Roma, 2015.
1 Основной текст, к которому апеллирует при этом Доменико — «Никомахова этика».
2 Напр., одна из первых фраз его трактата 1474 г.: «Танец — истинное гармоническое искусство, призванное отражать красоту Бога и божественных творений и вообще мироустройство» (6r–7v) и т. д.