|
Малышкин Евгений Витальевич
к. филос. н., доцент, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ
Лейбницев аргумент третьего человека
В докладе указывается, что у Лейбница можно обнаружить особый способ разрешения аргумента третьего человека. Проводится аналогия между этим решением и формулой полного понятия сущего. Обосновывается понятие распределенного знания.
Ключевые слова: аргумент третьего человека, распределенное знание
Evgeniy Malyshkin
CSc in Philosophy, associate professor, St Petersburg State University, Faculty of Liberal Arts and Sciences
Leibniz’s third man argument
The paper indicates that in Leibniz works we can find a special way to resolve the third men argument. There is an analogy between this solution and the formula of the complete concept of essence. The notion of distributed knowledge is justified.
Keywords: third man argument, distributive knowledge
В «Не лишенном изящества опыте…» Лейбниц разбирается, в каком смысле мы можем мыслить тождественное и какие следствия вырастают из аксиом, которые можно сформулировать, если мы складываем и вычитаем тождественное.
Запишем, для наглядности, аксиому 1 этой работы и привычный способ счета:
A + A ∞ A (1)
1 + 1 = 2 (2)
т. е., если нечто прибавить с самим собой, получим то же самое, в отличие от сложения чисел, при котором первая и вторая единица указывают на разное. «A» в (1) указывает на одно и тоже, тогда как единицы в (2) указывают на разное. Как мыслить это различие? Если мыслить его эмпирически, операционально, а тождество единиц — как самостоятельно сущее, тогда справедлив будет аргумент третьего человека и счет не сможет состояться. Какова же природа отличия одной единицы от другой? Чтобы (2) выполнялось, единица должна указывать и та тождественное, и на иное. Нам представляется, что в метафизике Лейбница есть решение этого затруднения.
Оно состоит в том, что первыми истинами факта оказываются две: «я мыслю» и «я мыслю разное». Тем самым утверждается не только неисчерпаемость разнообразия в восприятии всякой монады, но и возможность ближайшего отличного от данного в счете. Если это ближайшее мыслить не как следующее число, а восприятие «отличного только нумерически», то мы избавляемся от операциональности в счете. Нумерически отличное, таким образом, составляет динамическую истину для понятия числа.
При этом (1) и (2) не противоречат друг другу: тождество есть «предельный переход» равенства, поскольку формула тождества (A = A) мыслится Лейбницем как предельное выражение высказывания вида «все S суть P»: перечислены все предикаты некоего субъекта и раскрыто содержание всех предикатов. Не только формулы равенства, таким образом, обладают динамикой, но таковой обладают и тождественные высказывания. Поскольку же тождественные высказывания, A есть A — это формула полного понятия сущего, то тем самым мы хотим показать, что не только индивидуальность монады обладает некой как бы незавершенностью, но и привычное противопоставление между двумя образованиями, Я апперцепции и индивидуумом, может быть дополнено неопределенно большим количеством субъектов, составляющих спектр, или виртуальный набор субъектов, разделяющих истинность тех или иных высказываний.
|
|