Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Сатина Ирина Валериевна1, Калугина Светлана Александровна2
1 к. филос. н., доцент, Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко
2 к. филос. н., доцент, Воронежский государственный институт искусств

Диалоги Платона в пространстве театра

В работе представлен опыт соединения пространства театра и философского текста (Диалог Платона «Критон»). Показана взаимосвязь театрального представления с моментом поиска истины. Выявлен особый смысл Платоновского диалога в рамках взаимодействия автора, актера и зрителя.

Ключевые слова: театр, диалог, «Критон», поиск истины, сократовский метод

Irina Satina1, Svetlana Kalugina2
1 CSc in Philosophy, associate professor, N. N. Burdenko Voronezh State Medical University
2 CSc in Philosophy, associate professor, Voronezh State Institute of Arts

Plato’s dialogues in the context of theatre

In the paper we present the experience of integration of philosophical text (Plato’s dialogue «Crito») into the context of theatre. We show the connection between dramatic performance and search for truth. We bring to light the peculiar sense of platonic dialogue within the interaction of author, performer and audience.

Keywords: theatre, dialogue, the Crito, search for truth, Socrates’ method


Сегодня большинство людей практически не в силах представить ту роль, которую играл театр в жизни древнегреческого полиса. Древнегреческий театр был истинным оплотом демократии, так как давал возможность пережить и увидеть все то, что волновало граждан полиса, высказать при всех свои симпатии и антипатии, указать знатным или известным людям на их недостатки, подчеркнуть достоинства. В течение трех дней зрители смотрели три трагедийных цикла и три комедии. После завершения выступления всех участников проходило общее голосование, в результате которого представления распределяли по местам. Первое место — полный триумф, последнее место — полный провал. Чаще всего из-за острой политизированности произведений их не повторяли. Смысл действия был ясен только «здесь и сейчас».

Понимая значение театрального искусства в жизни граждан древнегреческих полисов, становится ясной и форма изложения большинства философских произведений этого периода. Диалог, беседа, общение, в результате которого происходит поиск ответов на простые, на первый взгляд, вопросы. В тоже время современный неподготовленный читатель сталкивается с определенными трудностями в восприятии античного текста. Отсутствие некоторой целостности, свойственной философскому диалогу, не дает возможность правильно воспринимать и интерпретировать его.

Группа воронежских философов попыталась исправить эту ситуацию и познакомила широкую публику с диалогом Платона «Критон», представив ее в виде театрального действия. Возродив на сцене атмосферу античного диалога, мы вызвали у зрителей желание вступить в этот диалог, стать участником представленного действия. И коммуникация с публикой состоялся. Наглядность действия позволила и зрителям, и актерам воспринимать себя полноценными участниками этого процесса. Недаром сам Сократ предпочитал не записывать свои мысли, а именно через общение и диалог вести к истине. Публика много говорила о свободе выбора, об ответственности перед обществом, приводила аргументы, вступала в диалог и с персонажами, и с актерами их воплощающими. Довольно много вопросов было о процессе подготовки действия.

На наш взгляд, подобное прочтение классических текстов способствует реанимации философского знания как диалогического знания-стремления, знания-сотворчества. При таком подходе обнаруживается совпадение метафизического и игрового начала Диалогов Платона.

Философия и театр — части единого культурного пространства, имеющие одновременно игровую и диалогическую природу, благодаря которым они являются творческим способом постижения бытия. В этом смысле Диалоги Платона — абсолютно театральны, так как соединяют в едином культурном пространстве и философию и театр, что в конечном итоге, делает их ключевыми характеристиками жизни человека.

Общие основания философии и театра: Диалог, Конфликт, Игра, Творчество. Зрители в зале становятся равнозначными участниками действия, включаясь в беседу Сократа и Критона, обнаруживая не только актуальные грани конфликта, но и свою востребованность в пространстве конфликта 399 г. до н. э. Страсть к истине оказывается интригующим процессом, который захватывает даже тех, кто не читал Платона. Из пассивного потребителя зритель становится активным соучастником действия; созерцая самый увлекательный процесс — рождение истины. По мысли К. Ясперса, философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала и осуществляться самостоятельно. Каждое театральное представление — тоже «начинается сначала» и «осуществляется самостоятельно», субъективно каждым участником.

Возвращаясь к тезису о близости философии и театра как целостных систем, познающих мир и человека, отметим родство европейского театра с платоновским учением об идеях и их воплощении. Философское назначение театра — пробудить невостребованный субъектом мир эйдосов. Театр только тогда и становится территорией смысла, когда соединяется с философией; в результате мысль, фантазия, творческое воображение превращаются в этико-гносеологические категории.

Сверхзадача подобных философско-театральных (художественных) практик — возрождение совместной художественной активности, сотворчества, включенности зрителя в процесс сопереживания и мышления, возвращение нас к истинно сократовскому методу, к начальной точке всякого поиска — поиску истины внутри самого себя.

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ