Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ

УНИВЕРСУМ ПЛАТОНОВСКОЙ МЫСЛИ XXV:

ПЛАТОН И АНТИЧНАЯ НАУКА


Программа конференции Тезисы

Тезисы доклада

Романенко Инна Борисовна
д. филос. н., профессор, Российский государственный педагогический университет им. И. А. Герцена; Институт психологии СПбГУ

Платоновская образовательная парадигма и христианская традиция*

Своеобразие образовательной системы Платона рассматривается как триединство ее идеальных составляющих: политической, рационально-этической и эзотерической. Итог образовательной деятельности Платона сводится к дилемме, четко выраженной в его творчестве и во многом определившей последующее развитие новоевропейской (в том числе византийской и русской) традиции, которая сводится к двум образовательным принципам, актуализируемым автором.

Ключевые слова: образовательная парадигма, восхождение, нисхождение, научение, пайдейя, диалектика, христианская традиция

Inna Romanenko
DSc in Philosophy, Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia, St Petersburg; St. Petersburg State University, Institute of Psychology

Plato’s Educational Paradigm and the Christian Tradition

The originality of the Plato’s educational system of is regarded as a unity of its ideal components: political, rational, ethical and esoteric. The result of the Plato’s educational activity is reduced to a dilemma clearly expressed in his work and predominantly determined the subsequent development of the new European (including Byzantine and Russian) traditions which is reduced to two educational principles updated by the author.

Keywords: educational paradigm, ascent, descent, learning, paideia, dialectics, Christian tradition


Философ Платону представляется человеком, совершившим не только восхождение к истине, но и, что не менее важно для него, нисхождение, понимаемое им как возвращение праведника назад в «пещеру» с целью освещения тьмы (просвещения) и научения людей истине, светом которой теперь уже озарено его существование. «Мы не позволим им оставаться там, на вершине, из-за нежелания спуститься снова к тем узникам, и худо ли бедно ли, они должны будут разделить с ними труды их и почести» (Plat. RP VII, 519d). Философ в «Государстве» Платона несет в себе праведническое начало, но призван учить он не с помощью проповедей, как это было принято впоследствии у христиан, а своим мудрым правлением. Платоновские категории: восхождение, нисхождение, преображение, озарение, просветление, просвещение и блаженство — через цепочку последователей платонизма были впоследствии восприняты христианской традицией, но уже в новом ключе.

Правление в идеальном государстве понимается Платоном как «пайдейя». Научение опосредовано политикой, законами и государственными институтами. Последние несут на себе печать возвышенности, будучи причастными мудрости философов, ранее созерцавших саму истину, а потому воздействуют на граждан, не только организуя их, но и воспитывая. Чтобы оказаться способным управлять государством, необходимо пройти через особую систему воспитания и обучения, обрести подлинную просвещенность: «Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это, как мы утверждаем, благо» (Plat. RP VII, 518b-c). Истолкованный подобным образом миф является методологическим руководством в решении важных для Платона философских задач. Платоновская образовательная парадигма стала результатом синтеза, элементами которого явились античная мифологическая традиция, интуитивизм досократиков, софистический дискурс, сократовский диалог и пифагорейский эзотерический идеал образования, основанный на математике.

Своеобразие образовательной системы Платона состоит в триединстве ее идеальных составляющих: политической, рационально-этической и эзотерической. Эта философско-педагогическая концепция получила у Платона: 1) теоретическое обоснование в диалогах (главным из которых является «Государство») и письмах (Epist. II, V, VII); 2) институциализирована в организации Академии; 3) реализована в преподавательской деятельности самого Платона (в устных диалогах и в чтении курса лекций «О Благе»). В последних речь шла не о научении, а о достижении высшего философского совершенства. Интуитивизм досократиков и софистическо-сократовский дискурс синтезируются у Платона в искусстве (методе) позитивной диалектики, которую он изобретает и применяет в своем теоретическом и педагогическом творчестве. Итог образовательной деятельности Платона можно свести к дилемме, четко выраженной в его творчестве и во многом определившей последующее развитие ново-европейской (в том числе византийской и русской) традиции, которая сводится к двум образовательным принципам: (I) требованию последовательной и полной систематизации знаний, позволяющей получить целостный образ бытия; и одновременно осознание того, что (II) абсолютное не может быть достигнуто посредством рационального познания.


*  Исследование осуществляется при поддержке РФФИ ОГОН, проект № 15-03-00138а «Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции».

© Платоновское общество, 2017 г.

НАЗАД К СПИСКУ КОНФЕРЕНЦИЙ