В докладе рассматриваются логические труды известного переводчика диалогов Платона на русский язык В. Н. Карпова (1798–1867) и влияние платонизма на изложение им логических проблем.
The report examines the logical works of well-known translator of Plato’s dialogues into Russian language by V. N. Karpov (1798–1867) and the influence of Platonism on the statement of a logical problem.
О Василии Николаевиче Карпове (1798–1867) говорят, в первую очередь, как о переводчике и комментаторе «Диалогов» Платона. В. Н. Карпов, закончив Киевскую Духовную Академию, преподавал в ней классические и иностранные языки, а позже — философию, активный интерес к которой проявил, слушая лекции прот. И. Я. Зацепина (1775–1854) в Воронежской духовной семинарии.
В 1833 г. он был приглашен преподавать философию в Санкт-Петербургскую Духовную академию, где на протяжении долгих лет вел курсы по истории философии, истории послекантовской философии и логике (1844), затем читал лекции по логике и психологии.
В 1950 г. В. Н. Карпов написал программу для университетов Российской империи по истории философии и логике. Стоит отметить, что эта программа прошла жесткую цензуру со стороны Цензурного комитета и была рассмотрена Высочайшим Синодом. Сохранился отзыв прот. Андрея Окунева на программу В. Н. Карпова, посвященную логике. Сохранились также «Записки по логике и истории философии» В. Н. Карпова, которые напоминают учебник по истории философии. В молодости В. Н. Карпов увлекался философией Канта и Шеллинга, но позже его любимым философом стал Платон, сочинения которого он начал переводить с 1841 г. и продолжал эту работу до конца жизни в 1867г. В указанных выше «Записках» философии Платона посвящено 25 с., философской системе Аристотеля 21 с., во всех остальных тематических блоках число страниц не превышает 10-15.
В. Н. Карпов является автором большого числа работ, посвященных разным философским проблемам. В написанном им в 1840 г. труде «Введение в философию» помимо основного содержания его философского учения, часто упоминает имя Григория Саввича Сковороды (1722–1794), который, используя философию Платона, основал свое учение и старался подражать изложению Платона в своих работах. Философия Г. С. Сковороды, несомненно, способствовала становлению платонизма В. Н. Карпова.
Основным трудом по логике является работа «Систематическое изложение логики», изданная в 1856 г. Это объемная книга в 313 страниц, весьма отличная по изложению от компилятивного характера учебников того времени. По мнению историка логики А. С. Маковельского, книга «представляет собой вполне оригинальный труд, в котором некоторые вопросы логики разработаны глубоко и до сих пор сохраняют известное значение (например, его учение о логическом законе тождества)».
Книга написана в период широкого распространения психологизма в логике, в котором обвиняют обычно и В. Н. Карпова. Однако, в разделе «Предварительные понятия» В. Н. Карпов дает ясное разделение этих наук: психологию он относит к реальным наукам, изучающим вещи, а логику — к формальным — изучающим, как и математика, отношения между вещами.
В первой и второй частях книги он рассматривает классические разделы логики, такие как понятие, суждение, умозаключение. Отметим, что здесь впервые после Эйлера в русском учебнике по логике используются (и причем весьма активно) круговые схемы. Третья часть построена как пояснение к предложенному им методу изложения в данной работе. Как отмечал сам В. Н. Карпов, этот раздел построен на синтезе логики и психологии или синтетического и аналитического метода. В нем рассматривается логическое учение о целом как о синтезе форм мышления. Разрабатываемая им «систематика» и объясняет, собственно, название и специфику этого основного логического труда В. Н. Карпова. По В. Н. Карпову эта часть представляет собой «изложение общих чертежей и планов, по которым логическое знание должно быть построено». Аналитике Аристотеля предпочитается диалектика Платона.
Влияние философских идей Платона ощущается в данной работе В. Н. Карпова в первой части в параграфах 10 «Идеальное созерцание» и в 14 «Умозрение». Так как В. Н. Карпов стремится к созданию целостной системы, то он не обходит стороной и гносеологические вопросы при изложении своего видения логики. Он использует идею (εἶδος) в практическом смысле, отождествляя ее с практической идеей, как орган (по аналогии с органами чувств в чувственном познании), через который ум (или ум практический) как сила для идеального созерцания познает истинное и благое в их единстве и тождественности. Идея истины и добра есть идея практическая, которая при этимологическом анализе слова εἶδος, произведенным В. Н. Карповым, отождествляется с образом, и в душе он представляется как образ вечности и бесконечности. Идея, которая порождает этот образ, не входят в сознание человека, но оказывают влияние на сознаваемую им деятельность. Когда человек в своем воззрении касается этого образа, то образ начинает характеризоваться иначе, а именно как присущий уму взгляд (ιδέα) и, тем самым, становится познаваемым через «озарение сознанием». Этот взгляд (или ιδέα) является идеей теоретической. Как уже было сказано выше, единичная идея истины и блага содержится в уме. При переносе ее из ума в область рассудка идея преломляется пространством и временем. Здесь наблюдаются параллели с гносеологией и учением об идеях Платона.
Карпов В. Н. Систематическое изложение логики. М.: URSS: Либроком, 2011. 328 с.
Карпов В. Н. Сочинения: в 3 т. Т. 1: Введение в философию. Философский рационализм новейшего времени. О самопознании. Жизнь Платона. О сочинениях Платона. Вступительная лекция в психологию / ред. Мозговая Н. Г., Волкова А. Г., авт. вступ. ст. Поперечная Г. А. Метрополь: Издательский дом Мелитопольской городской типографии, 2013. 355 с.
* Исследование осуществляется при содействии РФФИ ОГОН, проект 15-03-00138а «Античная логика и византийская интеллектуальная традиция: аспекты рецепции».