В докладе рассматривается экзегетика александрийской школы как особая мистическая практика восхождения к лицезрению Логоса «лицом к лицу». Выдвигается гипотеза о том, что экзегетическая процедура в своем мистериальном аспекте может быть анализируема в понятийном поле философии игры, поскольку мистерия может быть представлена как священная игра. Главным примером служат толкования на Песню Песней Оригена, где экзегет рассматривает поэтическую книгу Ветхого Завета как драму и эпиталаму (свадебную песнь), предполагающую включение в игровое действие самого читателя на уровнях действующих персонажей.
Александрийская экзегетика, философия игры, священная игра, пайдейа, Ориген, Климент Александрийский, Песнь Песней, символ, аллегория, священный текст, Хейзинга
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00749 А «Символ на границе между смешным и серьёзным в византийской экзегетике».
The reported study was funded by RFBR according to the research project № 19-011-00749 А «Symbol between the ridiculous and the serious in the Byzantine exegetics».