Бирюков Дмитрий Сергеевич, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Москва), научный сотрудник; Социологический институт РАН, ведущий научный сотрудник, доктор филос. наук, PhD
Тема Божественных энергий как “привходящего” в паламитском учении: смысл, исторический контекст, контекст представлений о природе богословского языка*
Григорий Палама стоял перед вопросом о том, как совместить положение, согласно которому Бог неизменен, и положение, по которому Бог энергирует, сообразуясь со временем в отношении к тварному миру. На этом фоне в сочинениях Паламы возникли полемические рассуждения о возможности именования нетварных Божественных энергий привходящим. Я рассмотрю исторический контекст этой темы и покажу, в чем отличие между подходом Григория Паламы и его соратника Давида Дисипата к этой теме в плане понимания природы богословского языка.
энергии, акциденции, паламизм, византийская схоластика, природа богословского языка
*Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 19-011-00952, «Учение Григория Паламы как философская система: историко-философский анализ»