Платоновское философское общество
Plato
О нас
Академии
Конференции
Летние школы
Научные проекты
Диссертации
Тексты платоников
Исследования по платонизму
Справочные издания
Партнеры

МОО «Платоновское философское общество»

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ

МАТЕРИАЛЫ 3-Й ЛЕТНЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

Ю. В. Тырбах

Модель познавательной активности и концепция Единого флорентийского неоплатоника Марсилио Фичино

Гносеологические взгляды флорентийского неоплатоника Марсилио Фичино находятся в целостном взаимодействии с его онтологией и космологией. Философ основывается в этих вопросах на неоплатонической концепции Единого, в которую вносит ряд собственных дополнений и оригинальных интерпретаций.

Исследуя природу Единого, Фичино выделяет его категории. Самые важные из них, согласно философу, - Разум, Истина, Благо. Диалектика взаимоперехода, взаимодействия этих трех категорий в ходе эманации Единого обусловливает процесс миропроисхождения как божественного самопроявления природы Единого.

Единое осуществляет космогенезис актом собственной Воли (Разума-необходимости), посредством разумной первопричины (Истины), рождая движение как вечный процесс эманации божественной сущности (Благой природы) и возвращения вещей к ней. При этом несмотря на равовеликость, тождественность трех составляющих "божественной триады" Единого, категории Истины, Разума, разумности как основополагающие характеристики всякого бытия выходят у Фичино на передний план. "Разумность как субстанциональное качество Единого присуща всем его ипостасям: и Истине, и Благу: разумна истина, Благо и Разум одно. Благо - разумное начало любви. Бог есть величайший Разум" [1].

Разумность обусловливает упорядоченность, гармоничную стройность всего мироздания. Вселенная в системе Фичино предстает в качестве многоуровневой Иерархии форм-разумов, высшей из которых является Бог: "Бог - чистейшее знание, форма форм" [2]. Способность к мышлению и познавательной активности рассматривается в философии Фичино как величайший дар Единого, свидетельство божественности и совершенства всего живого. Так, если для Единого-Бога "мыслить и творить суть одно" [3], то для всякой разумной формы "познавать и быть" - одно и то же.

Находясь за рамками мироздания, Единое оказывается стоящей над всей мировой иерархией внешней, сверхразумной системой, процесс мышления которой творит всю проявленную реальность, своей Волей задавая законы и принципы организации всем нижележащим разумам. Его творчество и есть Истина. Воспринимая ее, разум каждого уровня пытается из имеющихся у него "материалов" отразить ее в своем пространстве. В результате единство "раскладывается" в упорядоченное множество.

Так формируется единый "канал Истины", превращающий всю Иерархию в разомкнутую, сквозную систему Разумов, чутко воспринимающих каждый новый импульс "божественного Единого" как новую "задачу" и стремящихся преобразоваться в соответствии с ним. Канал Истины - необходимое условие зарождения и поддержания жизни в плотно-материальном уровне. Сама жизнь является результатом проникновения Разума в материю в целях преобразования ее и отражения в ней Истины.

Познавательная устремленность всякого живого существа выступает условием и единственным критерием его подлинности, его жизнеспособности в целом, поскольку именно знание, понимаемое как самопознание и правильное общение с окружающим миром (познание, направленное вовне), "включает" любую живую структуру в "канал Истины".

Для человека познание есть последовательный процесс преображения собственной природы на пути преодоления телесности, превращения в чистую разумную форму, в которой могла бы отразиться вся структура мироздания наиболее целостно и объективно.

Самопознание выступает здесь в качестве постоянного волевого устремления человека к внутренней чистоте, которая позволяет созерцать мировую гармонию и красоту. Познавая себя, человек познает Истину: выстраивая свое самоосознание в соответствии с ней, человек становится "образом и подобием Божьим".

Гносеология Фичино носит, в целом, сверхразумный, мистический характер, поскольку познавательная активность имеет своим естественным следствием сотворчество и слияние человека с Богом-Единым.

Познавательная активность человека рассматривается Марсилио Фичино в качестве сложного многоаспектного взаимодействия человека с миром и его составляющими. В целом, философ придерживается концепции познания как отражения. Элементы мироздания, отражаясь в структуре человека, несут с собой Истину более мощных, более высоких пространств и процессов, в них происходящих. В результате человек не только обретает новое знание, мироощущение, но и сам становится совершеннее, структурно ближе к отражаемой им реальности.

Можно выделить три ступени отражения как "мистического акта познания" [4].

Первая ступень: чувственное восприятие вещей посредством пяти органов чувств. В результате у человека возникают определенные внутренние ощущения. Этот процесс можно представить как начало взаимодействия с вещью, в ходе которого субъект формирует ее комбинированный чувственный образ. Например, так Фичино характеризует зрительное восприятие: "глаз посылает светящийся луч, который встречает объекты и отражает их в глазе" [5].

Особую роль на этом этапе познавательной активности играет внимание, которое выступает как инструмент "духовного видения" человека: это тонкая сила, духовная энергия познающего субъекта позволяет объединить два пространства - субъекта и объекта - в одно. Благодаря вниманию человек настраивается и "слушает" воспринимаемое пространство, как бы охватывая его своей "системой управления". От того, насколько стабильным, цепким и глубоким будет внимание человека при восприятии вещи, зависит полнота и подробность внутреннего чувственного образа.

Вторая ступень: развитие чувственного впечатления душой человека. При этом образ вещи, возникающий от контакта с человеческим вниманием, отражает в душе человека ее духовную основу, иными словами, ее сущность, скрытую от обычного "материального" взгляда человека. Так начинается духовное общение субъекта с объектом. Чувственные образы соединяются с первообразами Мировой Души, и человек постигает внутренние сокровенные связи и отношения вещи с другими объектами мироздания. Так, человеческая душа, будучи сопричастна Мировой Душе, обретает истинное знание.

Здесь, на этой ступени акта познания, особую роль играет воображение, которое Фичино называет "внутренней силой души человека, ее опытом": "ты можешь судить об этом (о воображении) по своему опыту: прикажи душе совей отправиться в Индию, пересечь океан и в одно мгновенье она окажется там; прикажи ей подняться в небо, и ей не нужны будут крылья; ничто ее не остановит; и если ты пожелаешь прорваться сквозь свод Вселенной и увидеть то, что вне мира, - ты можешь это" [6].

С помощью воображения человек способен создать любую модель объекта или процесса, а затем, как бы внутренне, духовно отпустив ее, посмотреть, какой будет ее дальнейшая судьба. По мнению Фичино, в этом случае созданная воображением модель, получая естественное свободное существование, или сама "приведет" душу человека к реальному процессу, который она пыталась отобразить, или просто исчезнет, что будет свидетельством ее полной небытийственности (не причастности каналу Истины).

Третья ступень: познание "божественных вещей" - идей Божественного Разума, в результате которого и происходит слияние с Богом - Единым. Такое познание заключается в духовном подъеме или сублимации души. Оно есть преодоление душой рассудочного ограниченного мышления и преображение человека в чистый разум.

В конечном счете познание самих божественных идей оказывается менее совершенным по сравнению с познанием Бога. Однако последнее требует от человека сверхусилий и происходит только в высоком состоянии его сознания - внутреннем мистическом опыте - экстазе.

В данном аспекте своих размышлений о познании Фичино обнаруживает полное следование неоплатонической традиции, - прежде всего Плотину.

Познание Бога во всей полное доступно немногим, к нему должны стремиться истинные философы: "Душе для слияния с Богом необходимо очиститься от нечистоты тела, направить внимание к божественному. Тот философ, который способен созерцать вне тела, достигает знания независимых (истинных) божественных форм" [7].

Таким образом, гносеология Марсилио Фичино, открывающая "мистические" основания познавательной активности разумных форм мироздания - прежде всего человека как разума - выступает в качестве практического аспекта развертывающегося акта Богопознания как обретения внутренней целостности и слияния с Единым.


Тырбах Юлия Владимировна - аспирантка кафедры философии Нижегородского государственного педагогического университета

ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Cap. 9 // Marsilio Ficino. Theologia Platonica de immortalitate animorum. N.Y.,1975.P.27. назад
[2] Ibid. P. 28. назад
[3] Cap.10. // Ibid. P. 29. назад
[4] Kristeller P. O. The Philosophy of Marsilio Ficino. N. Y. 1948. P.235. назад
[5] Марсилио Фичино. Комментарий на "Пир" Платона // Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 1. С.289. назад
[6] В чем состоит счастье, какие оно имеет ступени, о его вечности // Сочинения итальянских гуманистов. М, 1983. С.226. назад
[7] Марсилио Фичино. Комментарий... С.290-291. назад

© СМУ, 2005 г.

НАЗАД К СОДЕРЖАНИЮ